Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Музыка ХХ века

№ 4 (1296), апрель 2012

Учебное пособие для музыковедов и композиторов. НИЦ «Московская консерватория», 2011

Сказать, что мы давно уже ждали такую книгу – значит, не сказать ничего. Консерватория помнит времена, когда нельзя было и помыслить о каком бы то ни было разговоре – устном, а уж тем более письменном – о музыке ХХ века. Но те времена канули, и по инициативе Г. В. Григорьевой в 1981 году был введен курс современной музыки, который она читала. Благо, в ее распоряжении – целая библиотека редких изданий авангардной музыки (таких не было даже в консерваторских фондах) – ключевых произведений современных композиторов, без которых картину ХХ века трудно представить. Лекции Галины Владимировны содержали внушительный объем важнейшей информации об эволюции музыки в ХХ веке, о композиторах, разборы произведений, комментарии и высказывания композиторов. Когда курс был передан М. С. Высоцкой (2008), он расширился чуть ли не вдвое, охватив новейшую музыку, сегодняшние художественные реалии, дополнившись новыми темами и проблематикой. Весь этот труд до сих пор замыкался стенами аудиторий (куда, кстати сказать, набегали студенты из других вузов), а заслуживал того, чтобы стать всеобщим достоянием в опубликованном виде. Что и, наконец, осуществилось. В основу издания легли лекции Г. В. Григорьевой и М. С. Высоцкой по курсу «Современная музыка».

Такого свода тщательно отобранного материала новой и новейшей музыки у нас до сих пор не было. Восемь глав учебника построены не по теоретическим аспектам, а по эстетическим направлениям: Экспрессионизм и новые техники ХХ века, Русский авангард начала ХХ века и новые техники, Интертекстуальные тенденции, Фольклор и музыка ХХ века, Музыкальный авангард II, Американский минимализм, Отечественная музыка второй половины ХХ века. Каждый их этих разделов содержит еще и подрубрики. Например, глава об отечественной музыке второй половины ХХ века членится на разделы: Второй авангард в России (Волконский, Каретников, «Московская тройка»), Эстетика «новой простоты» (Арво Пярт, Сильвестров), Русская версия минимализма (Мартынов, Корндорф), Композиторы – члены АСМ-2 (Караев, Тарнопольский, Екимовский, Раскатов, Каспаров).

Даже на фоне разнообразных изданий по современной музыке, выпущенных за последнее время, эта книга отличается тем, что в ней энциклопедически кратко и емко обрисована вся эстетическая проблематика ХХ века, описаны техники композиции, представлены аналитические очерки (выписаны серии, синтетаккорды, лады, спектральные схемы и пр.), помещены многочисленные нотные примеры, приведены тексты произведений. В издании есть много высказываний композиторов о своих замыслах и воплощениях, о современной композиции и философских аспектах творчества. В ней также множество побочной справочной информации в сносках. Обширная литература могла бы составить честь докторской диссертации, что говорит о ее полезности отнюдь не только для студентов-первокурсников и даже не только для студентов. Словом, новая книга о современной музыке – это своего рода syntagma musicum, нацеленная на освещение главных явлений ХХ века. Но открытая в век нынешний.

Доцент М. И. Катунян

Поделиться ссылкой: