Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Пусть дорогу осилит идущий

№ 9 (1256), декабрь 2007

Когда я узнал, что готовится современный учебник по «Музыкальной журналистике и музыкальной критике» — труд абсолютно необходимый для понимания, восприятия, систематизации многих творческих явлений в сегодняшней музыкальной культуре, то где-то в душе усомнился: кому по силам такое? Ведь по сути надо охватить практически все, что происходит вокруг и в творчестве, и в художественном сознании, и в потоке событий, как-то систематизировать и подать в русле единой методически убедительной концепции. И был приятно удивлен, когда еще в рукописи увидел, что все это есть, что получилось. А теперь и порадовался — к началу учебного года студентам консерваторий страны, наконец, преподнесен дорогой подарок: книга профессора Т. А. Курышевой «Музыкальная журналистика и музыкальная критика» вышла в свет.Для современного композитора это издание представляет особый интерес. Ведь многие из тех, кто сочинял музыку, оставив свой след в истории, в своем творчестве обращались к слову. Композиторы-критики развивали свои идеи, оценивали, оправдывали или порицали чужие искания, вероятно, чтобы найти обоснование для своих. Непрерывный мыслительный процесс, поиски оптимального решения, выбор наиболее интересного, отвечающего собственному пониманию художественной ценности, — всем этим наполнена и композиторская деятельность.

 Приглашение к размышлению пронизывает и книгу Т. А. Курышевой. В этом смысле она не столько дидактична, сколько заставляет, учит думать. Для этого у автора — огромный круг «помощников». Философская, эстетическая мысль от античности до наших дней, музыкальные наблюдения и оценочные высказывания известных критиков, музыкантов и самого автора, размышления художников — композиторов, исполнителей, режиссеров, — все это убедительно иллюстрирует основные теоретические постулаты, которые составляют каркас книги. И не только иллюстрирует, но подводит к пониманию личной ответственности музыкального критика-журналиста, берущегося за перо. Особенно в той части пособия, где речь идет о критических «перлах» эпохи тоталитаризма.

Учебное пособие ставит и конкретные практические задачи, когда системно разбирает проблемы литературной стилистики, законы риторики, логики, принципы композиции. Или когда подробно останавливается на жанрах музыкальной журналистики, письменных и устных. Но особенно ценным, новаторским по своей сути представляется весь блок, направленный на творчество. Книга стремится систематизировать основные направления современного музыкального искусства, которые должны быть в прицеле внимания музыкальной критики. Это — новая музыка во всем спектре стилей и техник, музыкальное исполнительство (современное, аутентичное, авангардное), разнообразные музыкально-постановочные формы (сценические, экранные), искусство режиссуры и современный музыкальный театр, театрально-концертная практика, искусство в системе масс-медиа и многое другое. Отдельное внимание отдано теме творческой личности и одной из наиболее сложных для нас, «академистов», проблем — массовой музыкальной культуре.

Редкая удача, когда музыковед-теоретик по образованию и научным пристрастиям, направленным на современную музыку, доктор искусствоведения и профессор, преподающий в консерватории почти что с первых трудовых шагов, сочетает все это с многолетним опытом практической журналистики, печатной и телевизионной. Логика мысли, концептуальная выстроенность глав, разделов и всей насыщенной разнообразной информацией книги выдают масштаб ученого, а «легкое перо» журналиста делает внушительный методический опус увлекательным чтением. Не могу не порадоваться за музыковедов, которым он предназначен рекомендацией УМО. Сам бы с удовольствием поучился! Но еще больше радуюсь за всех тех, кто сегодня решит осваивать профессию музыкального критика-журналиста — им есть на что опереться. Как пишет в предисловии автор, «в предлагаемом учебном пособии делается попытка показать молодому профессионалу — куда и какими глазами смотреть, как воспринимать и оценивать, какими словами выражать свое отношение. Это очень сложный, личностный творческий процесс. Учебное пособие может лишь направлять поиск “самого себя”».

Поиск «самого себя» в избранной профессии — труднейшая задача, которая стоит пред каждым думающим человеком. А тот, кто намерен анализировать и оценивать творчество своих современников, кто обязан, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал, уметь рассказать об этом обществу в доступной и яркой форме, другим и быть не может. Не имеет права. И, как напоминает автор в последней строке издания, «пусть дорогу осилит идущий». Новая замечательная книга Татьяны Александровны Курышевой в этом бесспорно поможет.

Профессор В. Г. Тарнопольский

Оставить коментарий