Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Огонь призвания

№ 9 (1256), декабрь 2007

16 декабря — день рожденья Родиона Щедрина. Свое 75-летие всемирно известный русский композитор, выпускник Московской консерватории, а ныне ее почетный профессор встречает на родине, в Москве, среди друзей и многочисленных почитателей его таланта.

В центре юбилейных торжеств в честь именитого музыканта, кавалера многочисленных почетных званий и наград мира, включая орден России «За заслуги перед Отечеством» II степени, — масштабный Фестиваль, который проводит Московская филармония. Два выдающихся дирижера Михаил Плетнев и Владимир Федосеев со своими оркестрами (РНО и БСО) — презентуют юбиляру симфонические вечера, в которых принимают участие такие знаменитости как Юрий Башмет (Concerto dolce), Давид Герингас (Parabola concertante), Денис Мацуев (Пятый фортепианный концерт). И «дух великих» тоже витает рядом (прозвучат симфонические «Диалоги с Шостаковичем»).  А Камерный хор Московской консерватории во главе со своим бессменным руководителем Борисом Тевлиным вновь исполняет хоровую оперу «Боярыня Морозова», премьеру которой они подарили слушателям менее года назад.

 

Композитор Щедрин известен как прекрасный пианист, ученик самого Якова Флиера. И Большой, и Малый залы консерватории еще помнят его блестящие авторские выступления за роялем — именно здесь прошли многие премьеры. Цикл прелюдий и фуг, сонаты, «Полифоническая тетрадь», многочисленные пьесы, среди которых такие жемчужины как «Бассо остинато» или «В подражание Альбенису», не говоря о фортепианных концертах, — все это золотой фонд современной пианистической литературы, без которого профессионал обойтись не может. На юбилейном концерте-творческой встрече в Малом зале, которую ведет композитор Александр Чайковский, Р. Щедрин снова за роялем, исполняя вместе с Екатериной Мечетиной «Романтические дуэты» для ф-но в 4 руки.

Столь разнообразные концертные программы — симфонические, хоровые, камерные, фортепианные — под стать многоплановому и яркому дарованию юбиляра. К сожалению, богатую концертную панораму музыки Р. Щедрина в столице сегодня не сопровождает столь же внушительный театральный парад. А мог бы! Музыкальная Москва еще помнит эпохальные премьеры в Большом театре, где увидели свет рампы и долго шли его балеты — «Конек-Горбунок», «Кармен-сюита» (которая до сих пор триумфально идет по миру), «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», и оперы «Не только любовь» и «Мертвые души» («Лолита» родилась уже за рубежом). Новые постановки театральных произведений Р. Щедрина, особенно оперы «Мертвые души», одной из вершин современного музыкально-театрального искусства, хочется верить, столичная сцена еще увидит.

6 декабря Родион Щедрин дал интервью нашей газете, которое мы с удовольствием представляем читателям «Российского музыканта».

 — Родион Константинович! Московская консерватория приветствует Вас на пороге Вашего большого юбилея. Вы видите целую россыпь афиш Большого и Малого залов — и филармонических, и наших, консерваторских. Двухнедельный марафон, посвященный Вашей музыке, открывает вечер фортепианной кафедры профессора С. Л. Доренского, а закрывает вечер кафедры хорового дирижирования. А в середине еще симфонический концерт студенческого оркестра. Наверное, есть что-то символическое в том, что юные консерваторцы многократно будут играть и петь Вашу музыку в течение музыкальных торжеств? Ведь для Вас Московская консерватория тоже связана с прекрасными годами юности?

 — К Московской консерватории у меня особое, очень нежное отношение. Это были замечательные годы, когда открывал я для себя безбрежный и величайший мир музыки. Способствовали тому легендарные учителя наши и мои дорогие однокурсники, как, впрочем, и «старшекурсники», и «младшекурсники»… Общение было и на концертах, и в кулуарах, и в перерывах за шахматным столиком, где мы играли блицтурниры, и в общежитии. Была очень интенсивная, насыщенная жизнь и, я бы даже сказал, экстатическая страсть к познанию чуда музыки. Учились не ради хорошей отметки, а движимые каким-то воистину внутренним огнем призвания быть музыкантом.

 — Московские концерты — не единственные в череде музыкальных торжеств в Вашу честь. Они идут во многих других городах нашей страны и большого Зарубежья. Очевидно, декабрь — «месяц» Родиона Щедрина — в этом плане вырос до «года» музыки Щедрина?

 — Да, Вы правы. В течение целого года в разных городах и весях, где-то более масштабно, где-то достаточно камерно, шли мои авторские концерты. В Италии, Испании, Франции, Сербии, в Лондоне и столице Шотландии Глазго. В Германии концерты прошли в нескольких городах — в Пассау, Штраубинге, большой концерт в «Concerthaus» в Берлине. Всего не упомнишь… 10 ноября прошел очень теплый юбилейный концерт в Мюнхене. Все еще продолжается: 13 января — Цюрих, 17-го — еще раз Берлин, 23-го — Амстердам, 1 февраля — Хельсинки, 9-го — Литва, 15-го — Париж… Слава Богу, музыкантская часть человечества не забыла о моем существовании! А если серьезно, то мне конечно, очень приятно, что эта дата не прошла незамеченной. Тем более, что моя инициатива здесь была равна нулю.

 — В рамках юбилейных музыкальных событий мне посчастливилось слушать и смотреть оригинальную постановку: музыкально-сценическую интерпретацию Вашей русской хоровой литургии «Запечатленный ангел». Летом в Баден-Бадене, на сцене огромного зала «Festspielhaus» хоровая партитура «Ангела» предстала в облике вокально-хореграфического спектакля силами берлинской труппы «Staatsballett Berlin» и хора Берлинского радио. Это изысканное, завораживающее действо публика восприняла с большим воодушевлением и пониманием. А хор был просто исключительно хорош. Жаль, что Вы не могли это слышать и видеть.

 — Мне и самому очень жаль. Я знал об этом необычном замысле, меня пригласили на этот спектакль и я намеревался непременно на нем быть. Но пришлось выбирать: в эти же дни в Италии Камерный хор Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина на международном фестивале «Mittelfest» исполнял «Боярыню Морозову». Я выбрал выступление наших музыкантов и не жалею: и хор, и солисты-певцы, и инструменталисты во главе с дирижером как всегда музицировали на высочайшем уровне и имели огромный успех (об этом событии наша газета писала в сентябрьском номере «РМ» — Т. К.).

 — А что из прозвучавшего в этом году представляется Вам наиболее важным?

 — Пожалуй, самым важным, самым ценным для меня было то, что состоялась долгожданная российская премьера оперы «Очарованный странник». Сначала в Петербурге, потом в Москве. Я ждал этого события долго.

 — Почему? Трудности с исполнением? Но концертное представление сложнейшей партитуры «Очарованного странника» Валерием Гергиевым с солистами, хором и оркестром Мариинского театра, которое мы слушали в Москве 30 сентября, было просто совершенным!

 — Причина прозаическая: Нью-Йоркская филармония, заказавшая мне «Очарованного странника», обладала правами на его исполнение в течение 3-х лет, и как «собака на сене» не давала разрешения ни на какое другое. И я ждал. Премьера в Нью-Йорке прошла в декабре 2002 года, ее готовил знаменитый Лорин Маазель. Готовил очень тщательно и исполнил прекрасно. Но то, как работал и затем исполнил в июле в Петербурге, а в сентябре в Москве Валерий Гергиев со своей замечательной труппой, меня просто потрясло. С благодарностью вспоминая, как все прозвучало, как слушал зал, как откликнулась пресса, я до сих пор испытываю глубокое удовлетворение. И я очень рад, что российское телевидение записало концерт и сделало телеверсию этого исполнения. Она должна выйти в эфир на канале «Культура» накануне моего календарного дня рожденья. Я жду этого события с большим нетерпением и радостью.

 — Родион Константинович! Как понимаю, отношение слушателя к Вашей музыке важно для Вас. Я помню, как в одной из телепередач «Музыки наших современников» Вы заметили: «Для меня всегда главным было напряжение слушательской аудитории, напряжение зала… Если ты захватил человека, взял его слушательское внимание, значит — ты прав.». А куда сегодня идет музыка, которая не хочет потерять слушателя? Что сегодня ценится?

 — Я отвечу примером. Недавно я был в Греции, куда меня пригласили председателем жюри международного конкурса композиторов до 40 лет отроду. Конкурса солидного — премия победителя составляла 10 тысяч евро. Ее получил испанец. Второе место завоевала кореянка, третье — грек. На последний тур были отобраны шесть сочинений, все для голоса с оркестром. Они прозвучали на заключительном концерте конкурса, в переполненном, вмещающем более 2-х тысяч человек, главном филармоническом зале Афин. Так вот в числе отобранных на этот последний тур сочинений ни авангарда, ни минималистов не было. Была музыка! Свежая, яркая и современная.

 — Спасибо за беседу, за внимание к нашей газете. Мы все желаем Вам новых музыкальных свершений и долгих, ярких творческих лет!

Беседовала профессор Т. А. Курышева,
главный редактор «РМ»

Поделиться ссылкой: