Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Воплощение артистизма

№ 9 (1256), декабрь 2007

20 ноября 2007 года Елене Вильгельмовне Гладилиной — пианистке, профессору Московской консерватории, заслуженной артистке России — исполнилось бы 70 лет. Ее земной путь неожиданно оборвался 28 января 2003 года.

Заниматься музыкой она начала с раннего детства: первым учителем была ее тетя, Мария Николаевна Петрова. С 13 лет Е. Гладилина занималась у Г. Г. Нейгауза — сначала в ЦМШ, которую окончила с золотой медалью в 1956 году, затем в консерватории — как студентка и аспирантка. Она была одной из любимейших учениц легендарного музыканта. Отзывы Генриха Густавовича, хранящиеся в архиве консерватории, говорят сами за себя и не требуют комментариев:

 «Культурна, пианистически очень одарена, умеет хорошо работать, может с успехом быть исполнителем и педагогом, не говоря уже об ансамбле. В общем одна из лучших моих учениц, не знаю, что еще сказать, чтобы понятнее было» (1963);
«Превосходная пианистка, ее хорошо все знают, явно обладает большими педагогическими способностями. Виртуозно очень развита. Музыкальна. Умеет работать. Чего же больше?» (1964)

Елена Гладилина трижды была рекомендована для участия в Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1954 — в школе, 1959 — в консерватории, 1964 — в аспирантуре), но всякий раз по независящим от нее причинам оставалась в Москве…

Она состоялась и как преподаватель, и как артист, с 1968 года играя в фортепианном ансамбле с Натальей Донатовной Юрыгиной, своей коллегой по кафедре межфакультетского фортепиано. Их дуэт, вписавший яркую, неповторимую страницу в историю фортепианно-ансамблевого музицирования, своим искусством на протяжении 35 лет вызывал восхищение как у многочисленных любителей музыки, так и у крупнейших современных музыкантов. В 1990 году Е. Гладилина вошла в состав Фортепианного квартета Московской консерватории — единственного в России концертирующего восьмиручного ансамбля (с Н. Юрыгиной, Е. Карпинской, Е. Соколовой).

С 1966 года и до конца своих дней Елена Вильгельмовна преподавала фортепианную игру, отдавая все свое существо духовному, интеллектуальному, художественному воспитанию молодых музыкантов разных специальностей. Она была выдающимся, поистине гениальным педагогом. Все сферы ее деятельности пронизывал артистизм, проявлявшийся в непрерывном творческом поиске, неожиданных смелых идеях, сознательном стремлении к трудному.

Музыкальным приношением Е. В. Гладилиной стал мемориальный концерт, состоявшийся 1 декабря в Овальном зале Музея им. Н. Г. Рубинштейна. В нем приняли участие ее бывшие ученики и коллеги. Вначале близкая подруга Елены Вильгельмовны, известный музыковед М. И. Нестьева поделилась воспоминаниями и выдержками из их последней беседы. Концерт включал сольные фортепианные и ансамблевые произведения: фрагменты из «Крейслерианы» Р. Шумана (И. Гольденберг), Вариации G-dur КV 501 В. А. Моцарта (Г. Лыжов, Л. Березовская), «Вариации на венгерскую тему» И.Брамса (М. Двоскина), песни Ф. Шуберта и И. Брамса (Т. Рубинская, М. Воинова), сюиту «Матушка-гусыня» М. Равеля (С. Главатских, Е. Двоскина), «Образы» И. Дубковой (в исполнении автора), «Две интерлюдии» для скрипки, флейты и фортепиано Ж. Ибера (Е. Мамонтова, Е. Кайдановская, Н. Юрыгина), «Сирень» С. Рахманинова и Хорал из кантаты № 147 И. С. Баха в обработке М. Хесс (Е. Лозбенёва), Moderato Д. Шамасовой и «Подражание Альбенису» Р. Щедрина (Д. Шамасова, И. Шевякова). Миниатюры А. Лядова (Прелюдия Des-dur и Вальс E-dur) и щемящая «джазовая лакримоза» — баллада «Cry me a river» в исполнении Е. Черноусовой завершили концерт памяти нашего дорогого учителя и незабвенного музыканта.

Григорий Моисеев

Поделиться ссылкой: