Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

В атмосфере сотворчества

№ 9 (1311), декабрь 2013

Хоровой концерт в Рахманиновском зале, завершавший 9 ноября Российский хоровой конгресс, стал для слушателей особым подарком: руководить хором студентов Московской консерватории поочередно выходили яркие дирижеры – педагоги кафедры хорового дирижирования. Перед публикой предстали шесть взглядов, шесть методов, и каждый из них оказался интересным и самобытным.

Бóльшую часть концертной программы составила духовная музыка. Среди исполненных сочинений были как широко известные образцы, так и редко звучащие произведения. Публика познакомилась и с такими малоизвестными именами, как принадлежащий «русскому зарубежью» И. Лямин (1899–1944), чьи сочинения для больших православных хоров в России долгое время не исполнялись, или И. Раминыш (1943) – канадский композитор латвийского происхождения, двукратный победитель Канадской национальной хоровой биеннале в номинации «Выдающееся хоровое произведение». От России до Венесуэлы – такова была «география» репертуара.

Первое отделение открыл Владимир Горбик, регент хора Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполнивший духовный концерт М. Березовского «Не отвержи мене во время старости» и «Достойно есть» болгарского композитора П. Динева. Духовную линию продолжил Алексей Рудневский, представив сочинения И. Лямина «Господи сил, с нами буди» и Н. Голованова «Придите, ублажим Иосифа приснопамятного». Под управлением Владимира Контарева блестяще прозвучали произведения И. Раминыша и «Пантелей-целитель» С. Рахманинова на стихи А. Толстого.

Второе отделение показало другие грани хоровой музыки. Своеобразной завязкой «интриги» стало исполнение камерным составом мотета И. С. Баха «Komm, Jesu, komm» под управлением Марии Максимчук. После чего дирижер представила собственную «Итальянскую колыбельную» уже при помощи полного хора. Особой страницей «книги хорового искусства» стали хоровые обработки Валерия Калистратова, прозвучавшие под руководством автора: духовный стих «Душа моя прегрешная» и «За рекой горят огни». Духовный стих буквально заворожил потрясающим сочетанием тембра солистки Анны Литвиненко, поющей в народной манере, академического хорового пения и колесной лиры, партию которой исполнил Александр Жуковский.

В заключение публику ждал сюрприз. Станислав Калинин подарил слушателям сочинение венесуэльского композитора Антонио Эстевеса «Дерево одинокой души», построенное на эффектных латиноамериканских ритмах с использованием маракасов. А завершил программу широко известный Ноктюрн А. Бабаджаняна в переложении С. Калинина для хора и фортепиано. Партию фортепиано тонко исполнил бессменный концертмейстер хора Александр Куликов. Пронзительная мелодия Ноктюрна стала лирической кульминацией всего концерта.

Факультетский хор показал богатство и красочность звуковой палитры. Тонкость динамических нюансов отразила высокий профессионализм – «знак качества» коллектива. Интересная программа, мастерство исполнителей, их искренность и потрясающее отношение к своим слушателям – все это создало особую атмосферу сотворчества, в которую хочется возвращаться снова и снова.

Елена Потяркина,
преподаватель МГК
Фото Ольги Ординарцевой

Оставить коментарий