Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

В поисках новых путей

№ 2 (1313), февраль 2014

Два концерта с чрезвычайно интересными программами дал в Малом зале Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьева. Первый из них состоялся 16 ноября 2013 года в рамках XXXV международного фестиваля современной музыки «Московская осень 2013». Второй, прошедший 23 декабря, – под знаком «Рождественской встречи друзей профессора Бориса Тевлина», которую коллектив также ежегодно проводит в предновогодние дни. Оба вечера продолжили замечательную традицию Б. Г. Тевлина и Камерного хора МГК, уделив основное внимание исполнению хоровой музыки современных авторов.

К. Бодров, Т. Шахиди, А. Соловьев

Программа концерта 16 ноября была построена как цикл хоровых премьер фестиваля «Московская осень». Впервые прозвучали 11 произведений: «В минуты музыки» Ефрема Подгайца на стихи Николая Рубцова (посвящение Б. Г. Тевлину); два из пяти номеров цикла Дмитрия Горбатова на стихи Владислава Ходасевича, «Концерт памяти Б. Г. Тевлина» для скрипки и хора a cappella Кузьмы Бодрова и «Что над морем глубоким» Татьяны Чудовой (все посвящены Камерному хору Московской консерватории); хор Данияра Дианова «Размышление» на стихи Федора Тютчева; Две поэмы Толибхона Шахиди на стихи Дж. Байрона и Дж. Руми и «Вокализ» Ирины Дубковой (все посвящены А. Соловьеву); один номер из триптиха «Страшнi cловi» Андрея Гордейчева; «Три стихотворения Семена Росина» Романа Леденева; «Ave Maria» Сергея Мовчана. Особо отмечу московскую премьеру финальных сцен из оперы Родиона Щедрина «Левша», ставших кульминацией всего концерта. Во втором отделении наряду с новыми опусами не менее свежо прозвучали сочинения из репертуара коллектива: «Вьюн над водой» Юрия Буцко, «Lux eaterna» из «Реквиема» Сергея Слонимского и вторая часть Концерта для хора «Откровение» Юрия Воронцова.

Очень важно, что на концерте, кроме А. Соловьева, дирижировали хормейстеры Мария Челмакина и Тарас Ясенков, а также руководитель хорового класса Алла Куликова, исполнившая с хором три части из «Сапгир-симфонии № 6» Юрия Евграфова (премьера). О доверии коллективу Камерного хора говорит и участие в концерте великолепных солистов, среди которых артист филармонии Никита Борисоглебский (скрипка), Алексей Татаринцев (тенор) из «Новой оперы», Лариса Костюк (меццо-сопрано) и Михаил Давыдов (баритон) из «Геликон-оперы», а также воспитанники Камерного хора Людмила Ерюткина (сопрано) и Андрей Капланов (бас, солист Хорового театра Бориса Певзнера).

В программу «Рождественской встречи друзей Бориса Тевлина» вошли не только хоровые, но и инструментальные произведения. В частности, весьма оригинально прозвучал Гавот из Оркестровой сюиты № 3 ре минор Баха (BWV 1068) в переложении К. Бодрова для ансамбля, сделанном по заказу А. Соловьева специально для этого концерта. Разнообразным вечер был благодаря исполнению и русской, и зарубежной музыки, в том числе сочинений Астора Пьяццоллы и Исаака Альбениса, а также оригинальных обработок народных песен (дирижеры – дипломники кафедры современного хорового исполнительского искусства, ныне руководимой проф. Л. З. Конторовичем). Яркое впечатление оставило приношение солистов, среди них: Светлана Абзалова (сопрано), Михаил Бурлаков (баян), Денис Голубев (гобой), Иван Мовчан (кларнет), Евгения Кривицкая (орган), Станислав Малышев (скрипка).

Особо необходимо упомянуть удачное в обоих концертах совместное музицирование хора с давними друзьями коллектива – солистами Ансамбля «Студия новой музыки» МГК (худрук – проф. В. Г. Тарнопольский).

Два творческих вечера Камерного хора Московской консерватории получились очень насыщенными и, несмотря на продолжительность концертов, время для слушателей пролетело незаметно. Теплый прием, который публика оказала столь сложным программам, свидетельствует о том, что творческий коллектив во главе с доцентом А. В. Соловьевым продолжает успешно работать в направлениях, определенных основателем хора, профессором Б. Г. Тевлиным, находится в авангарде хорового музицирования и, продолжая шлифовать исполнительское мастерство, неустанно ищет новые пути развития.

Владимир Ойвин

Поделиться ссылкой: