Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Московский органный: по горячим следам

№ 5 (1316), май 2014

С 10 по 26 марта 2014 года в Московской консерватории и Академическом музыкальном колледже при МГК прошел XIV Московский международный органный фестиваль. За годы своего существования он стал ожидаемым и любимым весенним событием столицы. И в этом году руководителю фестиваля профессору Н. Н. Гуреевой удалось удивить уже искушенную в органной музыке московскую публику. На фестиваль были приглашены два широко известных в мире органиста, ярких и самобытных: Рауль Прието Рамирес (Испания) и Штефан Энгельс (Германия – США).

Рауль Прието Рамирес открывал фестиваль в Малом зале 10 марта. Молодой, но уже титулованный органист выступает с гастрольными турами по всему миру от концертных залов России до крупнейших сценических площадок Европы и США; читает лекции в университетах; работает в составе жюри международных конкурсов. Концерт состоял из двух частей: первое отделение было полностью посвящено испанской музыке, второе составляли нередко звучащие на сцене и любимые органные сочинения. Старинная испанская музыка малоизвестна в России и очень специфична, поэтому неоценимыми для публики оказались комментарии органиста, которыми он предварял каждый номер программы. Слушатели как бы совершили путешествие по картинной галерее, где каждая картина – музыкальное произведение со своей увлекательной историей и особенностями. Рауль поразил филигранной точностью, выделанностью музыкальной ткани каждого произведения, чему во многом способствовало виртуозное использование старинной органной аппликатуры и изучение музыки по историческим трактатам. Интерпретация произведений А. де Кабесона, П. Бруны, Х. Кабаниллеса вызвала бурную реакцию публики, с большим теплом приветствовавшей темпераментного испанца.

Концерт органиста Штефана Энгельса 26 марта закрывал фестиваль. Энгельс – личность неординарная, многогранная. С 2005 года он является профессором Высшей школы музыки и театрального искусства имени Феликса Мендельсона-Бартольди в Лейпциге. Неслучайным поэтому кажется выбор основной идеи концерта, имевшего название «Лейпцигские органные традиции». В первом отделении публика познакомилась с редко звучащими сочинениями К. Хойера, Р. Шумана, З. Карг-Эллерта. В интерпретации органиста они прозвучали ярко, самобытно, индивидуально не только за счет продуманной и стройной регистровки, но и благодаря особенным приемам игры на органе Малого зала, казалось бы, не очень приспособленном для игры музыки XIX века. В умелых руках орган звучал необыкновенно мягко и романтично! Особенно поразили тончайшие градации в применении легато. Штефан Энгельс покорил московскую публику непосредственностью, ощущением легкости (даже в труднейших технически произведениях) и естественности в подаче той или иной музыки. Второе отделение было полностью построено на произведениях И. С. Баха, и здесь органисту удалось представить творчество любимого немецкого композитора в совершенно новых ракурсах. До мажорный концерт BWV 594 был очень своеобразно сыгран в Stylus fantasticus, а Прелюдия и фуга ре минор BWV 539 прозвучала камерно, в оригинальной регистровке, имитирующей скрипичную игру.

18 марта в Малом зале консерватории состоялся концерт учеников профессора Ш. Энгельса. Концерт вызвал интерес, как и у широкой публики, так и у студентов органистов московских ВУЗов. Студенты Высшей школы музыки в Лейпциге продемонстрировали прекрасно построенную программу и хороший исполнительский уровень. Особенно запомнились два музыканта: Феликс Менде, очень глубоко исполнивший три Лейпцигских хорала Баха на тему «Allein Gott in der Höh’ sei Erh», и виртуозная органистка Сора Ю, сыгравшая две хоральные прелюдии Брамса и Хоральные вариации на тему «Veni Creator» Дюруфле.

Как и прежде на фестивале выступали не только известные органисты, но и совсем юные. 16 марта на сцену зала Академического музыкального колледжа при консерватории вышли учащиеся ДМШ Москвы и ДМШ АМК при МГК, а 20 марта на той же сцене состоялся концерт студентов органного класса колледжа. Хотелось бы отметить исполнение юного, одаренного Владимира Скороходова, ученика Г. В. Семеновой.

22 марта на сцене Малого зала прошел концерт памяти профессора А. Ф. Гедике, основателя московской органной школы. Студенты и аспиранты кафедры органа Наталия Абрютина, Анна Орлова, Ярослав Станишевский, Софья Иглицкая, Анастасия Сидоркина, Наталья Ужви, Анна Никулина, Марина Бадмаева, Екатерина Спиркина, Ирина Шашкова-Петерсен, Михаил Каталиков, Денис Писаревский исполнили яркую и разнообразную программу. Концерт украсили интересные ансамбли: в дуэте с органом играли валторнисты (Давид Короповский, Евгений Круглов), гитаристы (Глеб Ласкин, Иван Мурин). Альтист Дмитрий Красников в дуэте с органисткой Анастасией Сидоркиной великолепно исполнили Адажио для альта и органа «Kol Nidrei» М. Бруха. Растрогал публику скрипичный ансамбль «L’Continuum» под руководством Елизаветы Ярцевой, состоящий из учащихся Детской музыкальной школы Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (партия органа – Анна Орлова). В исполненных ансамблем сочинениях Дж. Габриелли, А. де Кабесона и Г. Ф. Генделя господствовала гармония, изящество, ясность и интонационная чистота. Изюминкой концерта стало исполнение Мариной Бадмаевой авторских переложений для органа сочинения М. И. Глинки: Херувимской песни (переложение для органа В. Агафонникова) и Тарантеллы (переложение для органа Д. Дианова). По зрелости, осмысленности интерпретации и техническому совершенству выделялась игра ассистента-стажера Московской консерватории Натальи Ужви, исполнившей Три пьесы соч.47 М. Регера. В подготовке концерта участвовали педагоги кафедры органа и клавесина Московской консерватории: профессор А. А. Паршин, доценты Л. Б. Шишханова, А. С. Семенов, Д. В. Дианов, ст. преп. А. М. Шмитов, ассистент К. С. Волостнов. Слова благодарности хочется сказать бессменному органному мастеру консерватории – Н. В. Малиной.

До свидания Четырнадцатый и до встречи юбилейный Пятнадцатый Московский международный органный фестиваль!

Олеся Кравченко

Оставить коментарий