Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Благодарная память

№ 5 (1261), май 2008

gajdamovichБольшим событием уходящего сезона стал Фестиваль, посвященный 90-летию со дня рождения Татьяны Алексеевны Гайдамович (1918-2005). Помимо десяти концертов, прошедших в Малом и Рахманиновском залах консерватории, Зеркальном зале Государственного Института искусствознания, Московском академическом музыкальном театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, в его рамках проводилась научно-практическая конференция «Педагог, ученый, просветитель».

Т.А.Гайдамович принадлежит к ряду крупнейших фигур российской культуры, повлиявших на развитие отечественного музыкального искусства. Своей многогранной деятельностью она вписала одну из ярких страниц в историю Московской консерватории. С удивительной личностью выдающегося музыканта так или иначе связаны творческие биографии всех участников Фестиваля: играли коллеги, ученики и друзья Татьяны Алексеевны, молодые музыканты, совершенствующие свое исполнительское искусство в классах ее учеников, лауреаты конкурса камерной музыки имени С.И.Танеева, созданного Т.А.Гайдамович, наконец, лауреаты конкурса, появившегося после ухода Татьяны Алексеевны и посвященного ее памяти. Поразительная преданность своему Учителю, объединившая несколько поколений блестящих исполнителей, ставшая подлинным подтверждением известного рассуждения о преемственности традиций, не оставляет сомнения в том, что неизбежность прощания, не имеющая власти над драгоценностью творческого и человеческого общения, преображает уважение и почтение в благодарную память.

Своеобразным эпиграфом к Фестивалю стал дуэтный вечер М.Федотова и Г.Петровой, исполнивших три сонаты для скрипки и фортепиано Бетховена. 6 мая, в день 90-летия со дня рождения Т.А.Гайдамович, в Малом зале состоялось торжественное открытие Фестиваля. Вступительное слово министра культуры и массовых коммуникаций проф. А.С.Соколова предварило концертную программу юбилейного дня. В исполнении Т.Алиханова и Камерного оркестра Московской консерватории п/y Ф.Коробова, Ансамбля Opus posth. под руководством Т.Гринденко, артистов Государственного квартета имени Бородина и «Московского трио» прозвучали сочинения Шостаковича, Гайдна, Моцарта, Ксенакиса, Аренского.

Впечатляющие открытие и заключение Фестиваля стали обрамлением его основной части, интереснейшие программы концертов которой были составлены из различных опусов камерной музыки. Подлинные жемчужины камерно-ансамблевого репертуара звучали в исполнении А.Бондурянского, Н.Коган, Г.Жислина, Р.Багдасаряна, В.Попова, Квартета имени Шостаковича, «Брамс-трио», И.Силивановой и М.Пурыжинского, «Credo-квартета», Е.Ревич и К.Маслюка, П.Седова и В.Юницкого, О.Севидовой и А.Севидова, М.Паршиной, А.Анчевской, Е.Марковой, О.Галочкиной, А.Селезнева и Т.Оганезовой. Символично, что в заключительном концерте (15 мая состоялись вечер камерной музыки в Рахманиновском зале и постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин» в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко) принимали участие не снискавшие мировую славу ансамбли, но исполнители, стоящие в начале своего творческого пути, – лауреаты первого конкурса камерных ансамблей имени Т.А.Гайдамович. Последний концерт Фестиваля завершила Соната С.Франка в исполнении Д.Шварцберг и Б.Петрушанского. Лаконичным дополнением программы заключительного концерта стал сыгранный ими на бис «Дифирамб» Стравинского.

Излишне говорить о высочайшем уровне исполнения, отличавшем выступления как признанных мастеров, так и начинающих исполнителей. Однако, сочетание неповторимости творческого облика каждого из исполнителей (ансамблей) и, одновременно с этим, ясного ощущения некой общей «черты», их объединяющей, заставляет размышлять о педагогике Т.А.Гайдамович, давшей столь впечатляющие результаты. Вероятно, секрет плодотворности ее метода заключался не только в стремлении передать ученикам тонкости ремесла, внушить понимание ответственности и необходимости взаимного уважения, но и в воспитании внутренней потребности к творческому поиску и сценическому общению, названной одним из воспитанников Т.А.Гайдамович «ощущением сотворчества».

Вспоминаются слова одного из учеников Татьяны Алексеевны: «Только очень счастливые люди могут сказать, что у них в жизни вообще был Учитель с большой буквы».

Сергей Воронов

Поделиться ссылкой: