Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Неизведанный пласт

№ 6 (1262), сентябрь 2008

В конце ушедшего сезона состоялась организованная Центром современной музыки встреча с американским композитором Джозефом Персоном, который прочитал лекцию под названием «Микрохроматическое направление в американской музыке».

Композитор обрисовал исторический пласт данного направления в США, сославшись на Айвза, Мордекая Сандберга и Х.Парча, а затем представил целый ряд сочинений современных американских авторов, в которых демонстрировались новаторские подходы к микрохроматическим темперациям в музыке. Большая часть сочинений выходила за рамки стандартного авангарда, который известен в Европе. С одной стороны, композиторы используют простые звучания, похожие на диатонические (аллюзии на фольклор далеких стран), с другой – усложненные выразительные средства с атрибутами экзотики и интенсивностью эмоционального высказывания. В некоторых случаях были задействованы нехитрые театрализованные средства, в то время как другие сочинения обладали качеством утонченной глубины и даже эзотеричности.

Так, минималистское сочинение М.Харрисона «Revelation» («Откровение») было создано автором для особого фортепиано, которое он специальным образом настраивает в ладу, извлекаемом из натурального звукоряда. В музыке есть аллюзии на восточную эстетику – индийскую религиозную медитацию. Каждое из микрохроматических сочинений И.Блэквуда было написано в различных нестандартных равноступенных темперациях – начиная с 13 и до 24 тонов в октаву. В вокальном произведении «Chrysalid Requiem» Т.Твайнинга также использована одна из усложненных равноступенных темпераций, мастерски воспроизведенная в исполнении хора нью-йоркского фестиваля Bang on a Can. Остропсихологическая Опера «Delusion of the Fury» (1969) знаменитого Х.Парча (1901-1974) была наделена пронзительным драматизмом, резкими новаторскими звучаниями и органично вплетающимися в эту канву микрохроматическими ладами. Сочинения Д.Итона для сопрано, синтезатора 70-х годов муг, экзотического китайского syn-ket и электронных звучаний также обладали яркой выразительностью и необычными, резко диссонантными звучаниями. Экстравагантные произведения В.Карлоса для вокала и синтезаторов сочетали стили академического авангарда и популярной музыки с щедрым привнесением микрохроматических темпераций. Произведения К.Грейди, известного сочинением музыки для сказочного государства Анафории, представляли собой различные медитативные звучания на колоколообразных инструментах, наделенных микрохроматическими ладами. Персон также показал несколько собственных электронных сочинений («Microproj», «Blacklight» и «Inner Voices»), в которых новые темперации органично сочетались с тембровой красочностью и театральным колоритом.

Лекция композитора вызвала большой интерес у многих посетителей и способствовала расширению их музыкального кругозора, представив им ранее неизведанный пласт музыки, примечательной своей экзотичностью, новаторством и смелостью дерзновения в новые области звука.

Антон Ровнер

Поделиться ссылкой: