Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Лотерейный билет

№ 6 (1262), сентябрь 2008

bulgaria_webВ июне в Большом зале Московской консерватории состоялся Второй международный конкурс пианистов имени Святослава Рихтера. Еще в 2005-м, на первом рихтеровском, было решено не ограничивать возраст участников, разрешить свободный выбор программы. «Конкурс был задуман, чтобы дать зрелым музыкантам возможность нового старта в творчестве… Он вызывает колоссальный интерес тем, что нет возрастных ограничений. Это здорово! И в 60, и в 70 лет можно сыграть на сцене БЗК, даже не имея большой карьеры», – сказала президент Благотворительного фонда конкурса Элисо Вирсаладзе.

Нестандартным было и жюри: отсутствовали не только председатель, но и преподаватели специального фортепиано – только концертирующие музыканты! Публика восторженно приветствовала Валерия Афанасьева, Беллу Давидович, Викторию Постникову… Как сообщил экспресс-бюллетень конкурса, «было отобрано 35 пианистов из 111 (представители 18 стран), и это – музыканты, не подпадающие под среднестатистические критерии».

Самому старшему участнику – Францу Эйхбергеру – 72 года. «Его выступление еще раз доказало, что мудрость, знания и опыт являются главным приобретением возраста. Музыкант получил заслуженные овации публики и “респект” от членов жюри, зашедших поприветствовать его в гримерку». Победитель же конкурса, 32-летний болгарин Евгений Боженов, был охарактеризован как музыкант, «уводящий публику от традиционных канонов, временами использующий вызывающие, эпатирующие приемы. При всей его неоднозначности надо признать, что он – явление конкурса и обладает редким воздействием на умы и чувства слушателей».

Мы с удовольствием выражаем благодарность авторам этих ежедневных комментариев, радовавших нас не только высокопрофессиональными замечаниями, но и художественным изложением! К примеру, о выступлении ассистента А.Любимова Сергее Каспрове: «Необычное, при этом чистое, качественное исполнение», «Каспров будто иронизирует над исполнительскими штампами»; о незрячем перуанском пианисте Хвене Ч’уки, получившем грамоту от Фонда им. Рихтера: «Абсолютный музыкальный феномен»; о Фабио Романо (Италия, IV премия) на 3-м туре с Д.Лиссом: «Насладившись ансамблем двух отъявленных интеллигентов, успокоим себя тем, что крушителем роялей Фабио не назовешь. В наше время большой комплимент!» А концерт Моцарта в исполнении лауреата конкурса А.Осминина получил такую характеристику: «с золотым напылением, произведенным, несомненно, педагогом – выдающейся пианисткой Элисо Вирсаладзе, чье исполнение Моцарта по праву считается у нас эталонным».

Перед объявлением результатов 3-го тура профессор Вирсаладзе охотно поделилась своим мнением: «Слушала Осминина, Зуева, китайца, болгарина, перуанца. Когда он прикоснулся к роялю и начал играть, для меня зазвучала та музыка, которую я хотела бы слышать. Хотя в “Крейслериане” было много разных просчетов, Хвен произвел на меня очень сильное впечатление. Болгарин очень талантлив, но его Шостакович был как Шопен. И, к сожалению, на 3-м туре он показал себя не столько ярким, сколько артистичным музыкантом – у него очень хорошее чувство времени, это явно ощущалось в Концерте Моцарта. Минимальным звуком он очень хорошо справлялся с красками в своем ключе.

Конечно же, игра с оркестром требует и опыта, прежде всего в дозировке звука. Очень трудно не переборщить в Моцарте, все боятся, чтобы не было грубо. Поэтому звук часто бывает недостаточно глубоким, пиано не прослушивается. У Пак, у болгарина во Втором концерте Рахманинова не хватало силы звука, напряженности. Китаец, который мне не понравился на 2-м туре, на 3-м Концерт Моцарта сыграл средне, но в Прокофьеве звучал не так грубо, как на 2-м туре. Хотя в Фантазии Стивенсона он меня очень впечатлил – я поняла, что он очень одаренный человек. Все остальное было, к сожалению, не достаточно убедительно.

Что касается моих учеников, то совсем мои только Громов, который не прошел на 2-й тур, и Осминин. Зуев занимался у меня только в этом году, а Пак закончила 5 лет назад. Осминин – из тех, кто подвержен настроениям, может играть замечательно, а может так себе. Но то, что я слышала на 2-м туре, было хорошо, очень ярко прозвучал Концерт Листа. Однако я не могу быть до конца объективной, потому что я их слышу по-другому… Жаль, что Громов не прошел, я считаю его очень талантливым! Зуев – феноменально одаренный человек. Но у него нет той артистичности, которая заводит публику. В то же время он человек безграничных возможностей, и я верю, что из него вырастет большой пианист. На 2-м туре было много хорошего: великолепно сыграл Такемицу, хотя не всем членам жюри понравились Экспромты Шуберта в его исполнении.

На сегодняшний день считаю, что любой конкурс – это лотерейный билет. Те, кто может ровно и стабильно играть на всех трех турах, как правило, редко бывают интересны. Музыканты с тонкой нервной системой невероятно остро на все реагируют… А большинство может играть в любом состоянии, хоть вверх ногами, но их искусство, в принципе, никому не нужно! К сожалению, сегодня нередко встречается и поверхностное, фамильярное отношение к композитору. Меня же более всего волнует сохранение тех традиций, которые существуют в музыкальном искусстве всего мира: чтобы музыка, которую мы играем, эти шедевры продолжали жить в достойном исполнении!»

Ганна Мельничук

Поделиться ссылкой: