Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Протянуть руку музыке

№ 6 (1262), сентябрь 2008

muzeiБывают концерты грандиозные, ошеломляющие своим величием. А бывает, что тропинкой в мир музыки становится жанр концертов-лекций, которые проводят музыковеды. Вряд ли такой жанр, предполагающий теплое человеческое обращение, уместен в больших залах, но в маленьких, камерных помещениях он очень кстати.

Музей имени Н. Г. Рубинштейна Московской консерватории – именно такой пример. Его домашняя обстановка располагает к теплой беседе о музыке: ковер на полу, старинные картины, личный рояль Игумнова… В зале, когда от артиста до публики в прямом смысле слова рукой подать, обмануть слушателя невозможно: любая неискренность музыканта будет «как на ладони». Именно такое настроение царило на концерте, посвященном 135-летию Сергея Васильевича Рахманинова.

Мне выпала счастливая возможность вести этот концерт. Несмотря на дневное субботнее время, имя Рахманинова привлекло большое количество людей разных возрастов. Причина его неизменной популярности не только в сердечной открытости и яркой эмоциональности музыки, но и в образном строе, рожденном великой русской культурой и духовностью, отражающими всю полноту человеческого бытия.

Дружескую атмосферу навевали и сами произведения. Исполненная в первом отделении виолончельная соната посвящена виолончелисту Анатолию Брандукову, с которым Рахманинова связывали дружба и неоднократные совместные выступления. Скрипичные переложения романсов заставили вспомнить еще одного друга композитора – великого скрипача Фрица Крейслера, создавшего собственную транскрипцию романса «Маргаритки»; они перекинули мостик от инструментальной музыки к вокальной, которой было посвящено второе отделение. От непосредственного чувства в ранних романсах, еще связанных с бытовой традицией XIX века, до утонченных вокальных монодрам в духе символистской эстетики, названных «стихотворениями для голоса с фортепиано», – какой удивительный путь эволюции прошел композитор в своем вокальном творчестве! Изысканные гармонии последних романсов, зовы-заклинания причудливой мелодии отражали поэтический строй стихотворений поэтов-символистов. И все же особый нерв рахманиновской искренности покорял и здесь, проникая в глубину души каждого своей доверчивой интонацией.

Лучшей наградой для молодых музыкантов, студентов и аспирантов консерватории явились вдохновленные лица слушателей. Возможно, кому-то именно тогда впервые удалось протянуть руку навстречу музыке, и теперь эту связь уже не разорвать.

Елена Мусаелян,
студентка IV курса ИТФ

Оставить коментарий