Репетиция Продолжается!
№ 6 (1262), сентябрь 2008
Последняя сентябрьская декада в Московской консерватории отмечена большим событием – проведением Одиннадцатого международного фестиваля современной музыки «МОСКОВСКИЙ ФОРУМ». Насыщенные фестивальные дни (22-27 сентября) представляют на суд заинтересованных слушателей 15 концертных программ, как правило, по три в день, а также круглый стол – творческую дискуссию по актуальным проблемам современной музыки.
Нынешний форум посвящен 15-летию ансамбля «Студия новой музыки». Отсюда и его тематическое наименование: «Репетиция оркестра» – по сложившейся традиции направлять воображение слушателя в желаемое русло вслед за ««Спектрами времени» (1999), «Авангардом на пересечении этно и техно» (2001), «Новой музыкой на старых инструментах, старой музыкой на новых инструментах» (2003), «Свободой звука» (2007).
На пороге Фестиваля мы побеседовали с художественным руководителем ансамбля «Студия новой музыки» Центра современной музыки Московской консерватории профессором В. Г. Тарнопольским.
– Владимир Григорьевич! Новый «Московский форум» посвящен Вашему любимому детищу – «Студии новой музыки», уникальному оркестровому ансамблю, исполняющему современную музыку – новую, новейшую, авангардную… Вы стояли у истоков создания «Студии», став ее идеологом и художественным руководителем. Как все начиналось?
– «Студия новой музыки» впервые собралась в 1993 году, когда Мстислав Леопольдович Ростропович пригласил большую группу студентов и аспирантов Московской консерватории во французский город Эвиан для участия в своем музыкальном фестивале. Это была первая масштабная акция великого музыканта, призванная представить Европе новое поколение русских исполнителей и композиторов. М. Л. Ростропович предложил мне написать «музыкальный фарс», и я решил обратиться к современному составу, в котором каждый оркестровый тембр представлен одним инструментом. Так с доброжелательного напутствия Маэстро и под его управлением началась история нового коллектива.
– 1993 год – сложный год и для страны, и для консерватории. Такой масштабный проект, как говорится сегодня, потребовал, вероятно, огромных усилий?
– Еще каких! Но мы получили неоценимую и бескорыстную помощь людей, поддержавших новую идею на самом трудном – установочном этапе. Репетиции первой программы для Эвиана проходили под вдохновенным руководством профессора Р. О. Багдасаряна, огромную заинтересованность в формировании творческого состава проявили профессора Т. А. Гайдамович и А. З. Бондурянский. Ключевую идейно-организационную поддержку новому начинанию оказал профессор А. С. Соколов, именно в результате его упорных инициатив «Студия новой музыки» обрела официальный консерваторский статус и, таким образом, стала первым российским профессиональным ансамблем современной музыки.
– На протяжении прошедших 15 лет за дирижерским пультом ансамбля бессменно находится проф. И. А. Дронов. Вы творческие соратники?
– Конечно! Игорь Артурович, стоявший у самых истоков молодого коллектива, ведет огромную работу. Ведь за прошедшие годы «Студией новой музыки» сыграно порядка 500 концертов, при этом практически каждый с новой программой, состоялось около 60 авторских вечеров, более 100 российских и несколько десятков мировых премьер. Среди них были и сочинения классиков русского авангарда, и недавно обнаруженные неизвестные шедевры 10-х – 30-х гг., и даже впервые открытые имена. Были сочинения и признанных мэтров, и студентов. Ансамбль выступал во многих городах России, Америки и Европы, в том числе и на таких престижных площадках, как филармонические залы Москвы и Петербурга, Берлинской филармонии и Концертхауса, на фестивалях Амстердама, Баку, Варшавы, Вены, Гамбурга, Кельна, Праги, Таллина, в аудиториях Бостонского, Гарвардского, Оксфордского университетов… Но, главное, проф. И. А. Дронов самым активным образом участвует в формировании базовых художественных принципов ансамбля.
– И в чем они заключаются?
– Первоначальная идея определялась естественным желанием услышать звучание современного мира во всем его огромном разнообразии. Мы стремились, восполнив накопленные за долгие десятилетия «завалы» и «пробелы», сделать исполнение современной музыки не проявлением некоего волюнтаристски-экстравагантного «эксцесса» или профессионального «подвига», а естественной частью текущей музыкальной жизни. Мы считали необходимым расширить горизонт стилевого восприятия и модернизировать слуховой опыт наших слушателей. Мы считали своей целью, представляя на престижных зарубежных фестивалях сочинения наших композиторов, включая самых молодых, достойно вписать современную российскую музыку в общеевропейский контекст.
—Как понимаю, для этого нужны новые люди – новая генерация музыкантов, которых надо воспитать, что достижимо именно в музыкальном вузе?
– Разумеется, приоритетной задачей стала подготовка молодого поколения музыкантов, открытых новым идеям современного искусства, в том числе и исполнительского. Именно поэтому мы назвали наш ансамбль «Студией». Студия – это не только место встречи единомышленников, это еще и школа, где постоянно штудируются профессиональные знания и навыки, это непрерывный процесс, который постепенно проникает в консерваторские учебные курсы для музыкантов разных специальностей. Наконец, студия означает – для студентов.
– Сложная и амбициозная задача!
– Ясно, что это многосторонний проект, требующий разнообразных форм деятельности, которая координируется Центром современной музыки. Отсюда возникла и идея регулярного международного фестиваля «Московский форум» с сопровождающими его мастер-классами и конференциями, и идея систематических концертных циклов, и специально разработанные гастрольные программы для российских регионов, и многочисленные лекции-семинары, и различные по жанру совместные международные акции. При этом наш неизменный девиз: «Сделаем современную музыку доступной!» – последовательно реализовался в одном простом принципе – только бесплатные концерты!
– Название нынешнего «Форума» напоминает о киношедевре великого Федерико Феллини. Фильм «Репетиция оркестра» особенно любим в музыкальной среде, в нем множество скрытых и явных аллюзий, направленных на нашу жизнь и жизнь вообще… Это намеренно?
– Действительно, и тема фестиваля, и, отчасти, сама форма взяты оттуда. Проблематика этого фильма – извечные противоречия между индивидуальными устремлениями личности (солиста), коллективными установками социума (оркестра) и диктатом руководителя (дирижера) – является весьма актуальной и для сегодняшнего российского общества. В нашем небольшом коллективе, на своем уровне мы отрабатываем собственную модель ее возможного разрешения. Для всех нас такой моделью является именно ансамбль солистов – инструментальный состав, сформировавшийся в европейской музыке ХХ века, в котором каждый голос индивидуален, наделен собственным тембром и обладает достаточной самостоятельностью. Кроме того, в ходе нашей «репетиции» ведущим солистам ансамбля будет предоставлена возможность развернутого высказывания «от первого лица» – они выступят с сольными концертами.
– Кто Вам помогает?
– Прежде всего, со мной работает потрясающая команда! Мастерство и энтузиазм наших музыкантов оценивают слушатели, а я хотел бы особо отметить ту невидимую гигантскую работу, которую проводят все эти годы мои коллеги по Центру, в первую очередь — Е. Изотова и В. Серебрякова. В своей работе они сочетают эффективность западного менеджмента с подлинным подвижничеством и пассионарностью. А вообще деятельность «Студии новой музыки» и фестиваля «Московский форум» имеет активную поддержку Московской консерватории. Я очень благодарен за доброжелательное содействие многим моим коллегам – руководителям кафедр и творческих подразделений консерватории – профессорам А. Б. Любимову, Б. Г. Тевлину, М. И. Пекарскому, В. С. Попову, С. С. Калинину, В. М. Иванову, Н. Н. Гиляровой, В. В. Суханову… И особая признательность — ректору проф. Т. А. Алиханову не только за административную и посильную финансовую поддержку ансамбля, но и за многочисленные творческие инициативы и личное участие в программах.
– На юбилее «Студии новой музыки» каких гостей Вы принимаете?
– Гостем фестиваля в этом году станет – и это, наверное, звучит парадоксально – «старейший» ансамбль современной музыки Die Reihe (Австрия), отмечающий в этом году свое 50-летие. Мы очень надеемся, что, несмотря на наши сложные климатические условия, «Студии» тоже удастся когда-нибудь стать таким же творческим «долгожителем».
– А 15 лет, по Вашему, это еще маленький юбилей?
– На первый взгляд, 15 лет – это совсем не много. Правда, только в том случае, когда общество открыто новому, а у страны есть определенная культурная стратегия, когда есть поддержка и зрелые организационные структуры, когда вообще до этих структур можно достучаться… В противном случае, каждый год идет за три, а может быть и за пять! Тем не менее, сам процесс этого медленного, уступчатого продвижения к заявленной цели все-таки приносит всем нам настоящее творческое удовлетворение.
С проф. В. Г. Тарнопольским беседовала проф. Т. А. Курышева