Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Репетиция Продолжается!

№ 6 (1262), сентябрь 2008

repetitПоследняя сентябрьская декада в Московской консерватории отмечена большим событием – проведением Одиннадцатого международного фестиваля современной музыки «МОСКОВСКИЙ ФОРУМ». Насыщенные фестивальные дни (22-27 сентября) представляют на суд заинтересованных слушателей 15 концертных программ, как правило, по три в день, а также круглый стол – творческую дискуссию по актуальным проблемам современной музыки.

Нынешний форум посвящен 15-летию ансамбля «Студия новой музыки». Отсюда и его тематическое наименование: «Репетиция оркестра» – по сложившейся традиции направлять воображение слушателя в желаемое русло вслед за ««Спектрами времени» (1999), «Авангардом на пересечении этно и техно» (2001), «Новой музыкой на старых инструментах, старой музыкой на новых инструментах» (2003), «Свободой звука» (2007).

На пороге Фестиваля мы побеседовали с художественным руководителем ансамбля «Студия новой музыки» Центра современной музыки Московской консерватории профессором В. Г. Тарнопольским.

Владимир Григорьевич! Новый «Московский форум» посвящен Вашему любимому детищу – «Студии новой музыки», уникальному оркестровому ансамблю, исполняющему современную музыку – новую, новейшую, авангардную… Вы стояли у истоков создания «Студии», став ее идеологом и художественным руководителем. Как все начиналось?

– «Студия новой музыки» впервые собралась в 1993 году, когда Мстислав Леопольдович Ростропович пригласил большую группу студентов и аспирантов Московской консерватории во французский город Эвиан для участия в своем музыкальном фестивале. Это была первая масштабная акция великого музыканта, призванная представить Европе новое поколение русских исполнителей и композиторов. М. Л. Ростропович предложил мне написать «музыкальный фарс», и я решил обратиться к современному составу, в котором каждый оркестровый тембр представлен одним инструментом. Так с доброжелательного напутствия Маэстро и под его управлением началась история нового коллектива.

– 1993 год – сложный год и для страны, и для консерватории. Такой масштабный проект, как говорится сегодня, потребовал, вероятно, огромных усилий?

– Еще каких! Но мы получили неоценимую и бескорыстную помощь людей, поддержавших новую идею на самом трудном – установочном этапе. Репетиции первой программы для Эвиана проходили под вдохновенным руководством профессора Р. О. Багдасаряна, огромную заинтересованность в формировании творческого состава проявили профессора Т. А. Гайдамович и А. З. Бондурянский. Ключевую идейно-организационную поддержку новому начинанию оказал профессор А. С. Соколов, именно в результате его упорных инициатив «Студия новой музыки» обрела официальный консерваторский статус и, таким образом, стала первым российским профессиональным ансамблем современной музыки.

На протяжении прошедших 15 лет за дирижерским пультом ансамбля бессменно находится проф. И. А. Дронов. Вы творческие соратники?

– Конечно! Игорь Артурович, стоявший у самых истоков молодого коллектива, ведет огромную работу. Ведь за прошедшие годы «Студией новой музыки» сыграно порядка 500 концертов, при этом практически каждый с новой программой, состоялось около 60 авторских вечеров, более 100 российских и несколько десятков мировых премьер. Среди них были и сочинения классиков русского авангарда, и недавно обнаруженные неизвестные шедевры 10-х – 30-х гг., и даже впервые открытые имена. Были сочинения и признанных мэтров, и студентов. Ансамбль выступал во многих городах России, Америки и Европы, в том числе и на таких престижных площадках, как филармонические залы Москвы и Петербурга, Берлинской филармонии и Концертхауса, на фестивалях Амстердама, Баку, Варшавы, Вены, Гамбурга, Кельна, Праги, Таллина, в аудиториях Бостонского, Гарвардского, Оксфордского университетов… Но, главное, проф. И. А. Дронов самым активным образом участвует в формировании базовых художественных принципов ансамбля.

И в чем они заключаются?

– Первоначальная идея определялась естественным желанием услышать звучание современного мира во всем его огромном разнообразии. Мы стремились, восполнив накопленные за долгие десятилетия «завалы» и «пробелы», сделать исполнение современной музыки не проявлением некоего волюнтаристски-экстравагантного «эксцесса» или профессионального «подвига», а естественной частью текущей музыкальной жизни. Мы считали необходимым расширить горизонт стилевого восприятия и модернизировать слуховой опыт наших слушателей. Мы считали своей целью, представляя на престижных зарубежных фестивалях сочинения наших композиторов, включая самых молодых, достойно вписать современную российскую музыку в общеевропейский контекст.

Как понимаю, для этого нужны новые люди – новая генерация музыкантов, которых надо воспитать, что достижимо именно в музыкальном вузе?

– Разумеется, приоритетной задачей стала подготовка молодого поколения музыкантов, открытых новым идеям современного искусства, в том числе и исполнительского. Именно поэтому мы назвали наш ансамбль «Студией». Студия – это не только место встречи единомышленников, это еще и школа, где постоянно штудируются профессиональные знания и навыки, это непрерывный процесс, который постепенно проникает в консерваторские учебные курсы для музыкантов разных специальностей. Наконец, студия означает – для студентов.

Сложная и амбициозная задача!

– Ясно, что это многосторонний проект, требующий разнообразных форм деятельности, которая координируется Центром современной музыки. Отсюда возникла и идея регулярного международного фестиваля «Московский форум» с сопровождающими его мастер-классами и конференциями, и идея систематических концертных циклов, и специально разработанные гастрольные программы для российских регионов, и многочисленные лекции-семинары, и различные по жанру совместные международные акции. При этом наш неизменный девиз: «Сделаем современную музыку доступной!» – последовательно реализовался в одном простом принципе – только бесплатные концерты!

Название нынешнего «Форума» напоминает о киношедевре великого Федерико Феллини. Фильм «Репетиция оркестра» особенно любим в музыкальной среде, в нем множество скрытых и явных аллюзий, направленных на нашу жизнь и жизнь вообще… Это намеренно?

– Действительно, и тема фестиваля, и, отчасти, сама форма взяты оттуда. Проблематика этого фильма – извечные противоречия между индивидуальными устремлениями личности (солиста), коллективными установками социума (оркестра) и диктатом руководителя (дирижера) – является весьма актуальной и для сегодняшнего российского общества. В нашем небольшом коллективе, на своем уровне мы отрабатываем собственную модель ее возможного разрешения. Для всех нас такой моделью является именно ансамбль солистов – инструментальный состав, сформировавшийся в европейской музыке ХХ века, в котором каждый голос индивидуален, наделен собственным тембром и обладает достаточной самостоятельностью. Кроме того, в ходе нашей «репетиции» ведущим солистам ансамбля будет предоставлена возможность развернутого высказывания «от первого лица» – они выступят с сольными концертами.

Кто Вам помогает?

– Прежде всего, со мной работает потрясающая команда! Мастерство и энтузиазм наших музыкантов оценивают слушатели, а я хотел бы особо отметить ту невидимую гигантскую работу, которую проводят все эти годы мои коллеги по Центру, в первую очередь — Е. Изотова и В. Серебрякова. В своей работе они сочетают эффективность западного менеджмента с подлинным подвижничеством и пассионарностью. А вообще деятельность «Студии новой музыки» и фестиваля «Московский форум» имеет активную поддержку Московской консерватории. Я очень благодарен за доброжелательное содействие многим моим коллегам – руководителям кафедр и творческих подразделений консерватории – профессорам А. Б. Любимову, Б. Г. Тевлину, М. И. Пекарскому, В. С. Попову, С. С. Калинину, В. М. Иванову, Н. Н. Гиляровой, В. В. Суханову… И особая признательность — ректору проф. Т. А. Алиханову не только за административную и посильную финансовую поддержку ансамбля, но и за многочисленные творческие инициативы и личное участие в программах.

На юбилее «Студии новой музыки» каких гостей Вы принимаете?

– Гостем фестиваля в этом году станет – и это, наверное, звучит парадоксально – «старейший» ансамбль современной музыки Die Reihe (Австрия), отмечающий в этом году свое 50-летие. Мы очень надеемся, что, несмотря на наши сложные климатические условия, «Студии» тоже удастся когда-нибудь стать таким же творческим «долгожителем».

А 15 лет, по Вашему, это еще маленький юбилей?

– На первый взгляд, 15 лет – это совсем не много. Правда, только в том случае, когда общество открыто новому, а у страны есть определенная культурная стратегия, когда есть поддержка и зрелые организационные структуры, когда вообще до этих структур можно достучаться… В противном случае, каждый год идет за три, а может быть и за пять! Тем не менее, сам процесс этого медленного, уступчатого продвижения к заявленной цели все-таки приносит всем нам настоящее творческое удовлетворение.

С проф. В. Г. Тарнопольским беседовала проф. Т. А. Курышева

Поделиться ссылкой:

Оставить коментарий