Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Новые книги

№ 6 (1262), сентябрь 2008

books_1_webВалентина Холопова.
«София Губайдулина»
Изд. 2-е, доп.
М.: Композитор, 2008.

Монография проф. В. Н. Холоповой – уникальное исследование творчества российского композитора, давно ставшего классиком мировой музыки. Оно сопровождается большим интервью с С. Губайдулиной итальянского профессора, музыковеда Э. Рестаньо, который был заказчиком этой книги и способствовал выходу ее в Италии в 1991 г. на итальянском языке. По сравнению с первым русским изданием (М., 1996) второе представляет творчество композитора вплоть до 2007 г., что ведет к значительному увеличению объема книги.

Список сочинений композитора, естественно, продлен – до Второго скрипичного концерта «In tempus praesens» и «Ravvеdimento» («Раскаянье») для виолончели и квартета гитар (2007). За это время о Губайдулиной были выпущены сотни работ, включая американские диссертации, большую немецкую биографическую книгу М. Курца, каталоги на немецком и английском языках, два «Путеводителя» на русском. Все это вошло в «библиографию», практически составленную заново. Обновлен и фотоальбом. Например, сопоставлены фотографии: 6-летняя Соня за роялем «Слесарь» (его в самом деле смастерил слесарь) и прославленная Губайдулина за «Стейнвеем», подаренным Ростроповичем. Даны фото с президентом Татарстана Шаймиевым, со знаменитыми исполнителями, во время речи композитора-лауреата на вручении японской «Империале». Не забыты и первые интерпретаторы ее музыки из Московской консерватории – профессора А. Бахчиев и Н. Шаховская.

Особенно важна новая глава «Контрапункт земли и неба», охватывающая творчество композитора с 1991 по 2007 гг. Здесь автору удалось раскрыть истоки самобытности этого необыкновенного композитора, ведь вокруг Казани сохранились и языческие обряды, и шаманство, дед Губайдулиной был мулла. Сама же Казань всегда славилась высокой европейской театральной традицией. А затем в Москве София постигла достижения западного авангарда. То, что весь этот сплав верований, культур, знаний анализируется во втором издании книги, можно считать важной заслугой В. Холоповой.

Автор исследования добавляет и новые характеристики произведений, приводя аннотации, частично свои, частично – самой Губайдулиной. Подлинными духовными сочинениями являются авторские аннотации к «Страстям по Иоанну» и «Пасхе по Иоанну». Теоретическим самоисследованием предстает аннотация к триптиху «Надейка», где она показывает акустико-гармонические и ритмические основы своих композиций. То, что музыканты-исполнители найдут в этой книге необходимые сведения по любому из весьма многочисленных, оригинальных и ярких сочинений Губайдулиной, составляет исключительную ценность данного издания.

books_2_webВалентина Холопова.
«Композитор Альфред Шнитке»
2-е изд. М.: Композитор, 2008.

Эта книга – единственная биография композитора на русском языке. По своей идее она уравновешивает другую работу о нем, написанную В. Холоповой в соавторстве с Е. Чигаревой и посвященную анализу сочинений композитора (Альфред Шнитке. М., 1990). Первое издание биографической книги, выпущенное в Челябинске (по их заказу) в 2003 году, было объявлено «Книжным обозрением» «Книгой года» и получило волну откликов в прессе. Читателей захватил увлекательный стиль монографии, при том что она строго научна по изложению фактов и разъясняет серьезнейшие философские идеи Шнитке – о религии, современном мире, назначении музыки, процессе творчества. Второе издание содержит лишь небольшое добавление – о 9 симфонии, ее расшифровке А. Раскатовым и исполнении в Германии (приведены страницы оригинала и расшифровки). Обновлен и альбом фотографий. Вместе с биографией Шнитке читатель получает представление о целой полосе духовной жизни в СССР и России второй половины ХХ века.

Проф. О. В. Комарницкая

Оставить коментарий