Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Танеев и Моцарт

№ 6 (1262), сентябрь 2008

Презентация издания Танеев. Две каденции к концерту В. А. Моцарта для двух фортепиано с оркестром (К 365) (М.: Музыка, 2007) – событие во многом примечательное: впервые увидел свет неопубликованный автограф из личного музыкального собрания С. И. Танеева, хранящегося в библиотеке Московской консерватории, и написаны каденции к произведению Моцарта, перед гением которого Танеев преклонялся всю жизнь.

Издание было представлено основными действующими лицами проекта – автором научных исследований проф. А. М. Меркуловым, главным редактором издательства «Музыка» В. В. Рубцовой и директором библиотеки МГК Э. Б. Рассиной, горячо поддержавшей новую инициативу.

Каденции были написаны в марте 1890 года, за три дня до исполнения этого произведения Танеевым и Зилоти в концерте под управлением В. И. Сафонова. Сегодня, спустя более 100 лет со дня написания каденций, музыканты получили возможность не только познакомиться с факсимильным воспроизведением танеевской рукописи, но и с ее научным описанием, подготовленным А. М. Меркуловым (предисловие, комментарии и подробная характеристика палеографических особенностей источника).
Издание должно непременно заинтересовать не только исполнителей, но и музыковедов, ведь развернутое предисловие, предваряющее нотный текст, по сути, является серьезным исследованием и самих каденций, и стиля композитора, и проблем интерпретации чужого материала. Автор приходит к выводу, что «необычайная стилевая многомерность каденций Танеева вместе с удивительным богатством образно-смысловых трансформаций тематического материала вкупе с высочайшим композиторским мастерством делают их не только единственными в своем роде в ряду каденций к моцартовским концертам, но и уникальными образцами творчества во всей многовековой истории данного жанра музыкального искусства».

В приложении опубликован вариант окончания каденции к III части (в оригинале эта каденция не завершена), предложенный аспирантом фортепианного факультета консерватории Вячеславом Грязновым. На презентации прозвучали также две редкие записи: исполнение Танеевым Фантазии Моцарта c-moll (из архива 1891 года) и воспроизведение танеевских каденций Грязновым.

Нельзя не отметить высокое полиграфическое качество издания, выполненного на русском и английском языках. О его достоинствах говорили присутствующие на презентации известный исследователь творчества С. И. Танеева Л. З. Корабельникова, проректор по научной работе РАМ им. Гнесиных Т. Ю. Масловская, председатель Танеевского общества М. В. Никешичев. Подчеркнем, что данное издание должно стать началом большого проекта консерватории совместно с московскими издательствами, направленного на открытие неопубликованных и малоизвестных произведений из фонда Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева.

Зав. отделом редких изданий и рукописей НМБТ
И. В. Брежнева

Поделиться ссылкой: