Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Современная музыка в современном городе

№ 6 (1326), сентябрь 2015

В Баку состоялся VI Международный музыкальный фестиваль им. Кара Караева. Столица страны, которая имеет веские основания претендовать на роль регионального лидера, приняла гостей и участников большого культурного события, коему может позавидовать почти любой фестиваль современной музыки.

На протяжении пяти апрельских дней музыку ХХ и XXI веков исполняли Ensemble écoute (Швейцария), Questa Musica Филиппа Чижевского, «Студия новой музыки» Московской консерватории (дир. Игорь Дронов), а также известные музыканты-солисты из России, Швейцарии, Японии и Азербайджана. Обрамляли фестиваль выступления азербайджанского Государственного симфонического оркестра им. Узеира Гаджибекова (дир. Рауф Абдуллаев).

Впрочем, по-настоящему международный уровень обеспечило не просто участие музыкантов из разных стран, а тщательно продуманная программа, жанровое разнообразие, а также параллельные события – доклады, мастер-классы и видеопоказы. Хронологически в центре программы стояла международная музыковедческая конференция «Теоретические проблемы вокальной музыки ХХ–XXI веков» (ведущий – Рауф Фархадов). Некоторые фестивальные дни начинались с видеопоказов современных опер («Лживый свет моих очей» Сальваторе Шаррино с анализом М. Высоцкой, «Минотавр» Харрисона Бёртуисла с анализом Т. Цареградской), а в канун закрытия фестиваля состоялась бакинская премьера мультимедийной оперы «По ту сторону тени» Владимира Тарнопольского, поставленной месяцем ранее «Студией новой музыки» в Москве в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Роль Платона (чтеца) снова исполнил профессор МГК Михаил Сапонов.

Концертная программа была очень разнообразной, предлагая подлинную панораму «авангардной музыки» от ее классиков (Шенберг, Берг, Лютославский, Денисов) до совсем новых для широкой публики имен, таких, например, как шведский композитор-авангардист Бо Нильссон или венгерско-швейцарский  композитор-акционист Иштван Зеленка (цикл последнего «…es ist eine schöne Sache um die Zufriedenheit…» представлял собой двухминутные связки-интермедии между номерами, когда музыканты не столько играли на своих инструментах, сколько работали со «звуковыми объектами» или чем-либо шуршали).

Из всех программ трудно выделить какую-то одну, но нельзя не отметить трехчасовой концерт-закрытие. Он был выстроен как своего рода «метапроизведение», став масштабным «высказыванием» художественного руководителя фестиваля профессора МГК Фараджа Караева. Концерт под названием «Проповедь, Молитва, Потоп – контрасты?» состоял из трех отделений. В первом («Проповедь») прозвучали Enigma для хора a capella Беата Фуррера и Brief an Gösta Oswald Бо Нильссона; во втором («Молитва») исполнялись Credo, Agnus Dei Александра Вустина, Верую, для хора a capella Игоря Стравинско, Memorial Стравинского Исмаила Гаджибекова, Агнец  для хора a capella Джона Тавенера, «Уцелевший из Варшавы» Арнольда Шенберга; третье («Потоп»), представило Три стихотворения Анри Мишо Витольда Лютославского.

Хор и оркестр под управлением Ф. Чижевского и Р. Абдуллаева проделали невероятную работу, которая мало кому под силу. Несомненно, хор с удовольствием повторил бы в Москве с такими титаническими усилиями разученную программу, но вот найти открытый к сотрудничеству большой симфонический оркестр в 15-миллионной Москве оказывается сложнее, чем в 10-миллионном Азербайджане.

В дни фестиваля город Баку подтвердил свою репутацию необыкновенно радушного хозяина, а фестиваль имени Кара Караева влился в поток культурных мероприятий, предварявших первые Европейские игры (аналог Олимпийских игр), которые прошли там в июне. Его успех, несомненно, получит развитие на следующем VII Фестивале имени Кара Караева, подготовка к которому уже началась. Он будет приурочен к 100-летию со дня рождения великого азербайджанского мастера в 2018 году.

Владислав Тарнопольский

Оставить коментарий