Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Пока жива память…

№ 9 (1329), декабрь 2015

25 октября 2015 года в Концертном зале имени Н. Я. Мясковского состоялся вечер памяти Заслуженного деятеля искусств РФ, композитора, профессора Евгения Михайловича Ботярова (1935–2010), посвященный 80-летию со дня его рождения.

Среди учителей Евгения Михайловича были такие именитые педагоги, как Г. И. Уствольская, Н. И. Пейко и С. А. Баласанян (композиция), Н. П. Раков (инструментовка), С. С. Скребков (полифония) и В. Н. Рукавишников (гармония). Став педагогом Московской консерватории сначала на кафедре теории музыки (1964–1968), затем на кафедре инструментовки (1968–2010, с 1997 – заведующий кафедрой), Евгений Михайлович на протяжении практически всей жизни до самых последних дней был связан с Alma mater.

Творчество этого замечательного композитора охватывает многие жанры – от детских пьес и камерных сочинений до масштабных симфонических полотен; в 1999 году им была создана опера-сказка «Леснянка и Апрель». Особое место в творческой биографии Е. М. Ботярова занимает музыка к художественным, а также любимым несколькими поколениями мультипликационным фильмам: «Пони бегает по кругу», «Тигренок на подсолнухе», «Рыжий, рыжий, конопатый» и многим другим. Вне зависимости от жанра музыку Е. М. Ботярова отличает удивительная искренность и выразительность.

Трудно переоценить вклад Евгения Михайловича в композиторскую педагогику. Имея колоссальный опыт преподавания инструментовки и чтения оркестровых партитур, он был автором замечательных учебных и методических пособий, в частности, «Учебного курса инструментовки», предназначенного для композиторов, оперно-симфонических дирижеров и музыковедов. Благодаря его усилиям в учебный план композиторского факультета Московс-кой консерватории были введены курсы истории оркестровых стилей, инструментовки для духового оркестра и оркестра русских народных инструментов.

Октябрьский концерт был организован композиторским факультетом и кафедрой инструментовки МГК при активном участии учеников Евгения Михайловича. Лауреаты международных конкурсов, выпускники и педагоги консерватории исполняли сочинения композитора. В переполненном зале прозвучали Четыре пьесы для струнного квартета, представленные Анастасией Стрельниковой, Полиной Шупиловой, Надеждой Герасимовой и Робертасом Гродом, Соната для скрипки и фортепиано в исполнении Назара Кожухаря и Сергея Голубкова, а также фортепианные произведения: Екатерина Яцюк исполнила «Русскую сюиту», а Марьяна Лысенко – четыре пьесы из сборника лирических пьес «Реверанс» («Реверанс», «Вдвоем на лодке», «Песня-танец», «Девушка и море»).

Программа концерта включала также произведения выпускников и ассистентов-стажеров консерватории – Семь прелюдий для фортепиано Екатерины Яцюк (ученицы Е. М. Ботярова по композиции) в авторском исполнении, «Liberte» для виолончели и фортепиано Марьяны Лысенко в интерпретации Робертаса Грода и автора и Вокальный цикл для баритона и фортепиано Ирины Минаковой на слова А. Жигулина, исполненный Павлом Быковым и автором.

Вечер завершился показом мультипликационного фильма «Смех и горе у Бела моря» режиссера Леонида Носырева («Союзмультфильм», 1988) с музыкой Евгения Михайловича. Мультфильм состоит из семи новел. Первые шесть сказок-небылиц – «Вечны льдины», «Про медведя», «Морожены песни», «Волшебное кольцо», «Перепилиха», «Апельсин» – повествуют о быте русского Севера. Рассказанные неподражаемым Евгением Леоновым с тонким юмором, они органично дополняются музыкой, удивительной в своей кажущейся простоте. Последняя новелла, «Поморская быль» – трагическая история о двух братьях, погибших в море из-за шторма, – не оставила равнодушным ни одного из слушателей. Пронзительный материнский плач по умершим сыновьям, звучащий в конце фильма, воспринимался как логическое завершение вечера памяти Евгения Михайловича… А пока жива память о наших профессорах, живы и они.

Марьяна Лысенко,
ассистент-стажер КФ

Оставить коментарий