Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Дорога к совершенству бесконечна

№ 7 (1263), октябрь 2008

Камерный хорКамерный хор Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина получил престижную премию «Echo Klassik-2008» в номинации «Опера 20-21 века» в категории «Лучшее оперное исполнение года» за исполнение русской хоровой оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова». Присоединяясь к многочисленным поздравлениям консерваторского коллектива с замечательным творческим успехом, редакция «РМ» предлагает вниманию своих читателей беседу с создателем и бессменным руководителем Камерного хора профессором Б. Г. Тевлиным.

— Борис Григорьевич, минувший концертный сезон для Камерного хора консерватории выдался очень насыщенным. А чем он запомнился лично Вам?

— Во-первых, конечно, прекрасной музыкой. Это и Верди, и Римский-Корсаков, и Рахманинов, и Щедрин – имею в виду крупные формы; русские и западные миниатюры, как и новая программа обработок русских песен, где в числе авторов Е. Голубев, А. Андрусенко, ВАгафонников… Во-вторых, совместной работой с большими музыкантами, в первую очередь с М. В. Плетневым. Музицирование с художником такого уровня – это «мастер-класс» для будущих дирижеров, не случайно многие студенты на репетициях пели и следили за музыкой не по партиям, а по симфоническим партитурам. Теперь они знают наизусть три классических русских оперы («Алеко», «Франческа да Римини», «Майская ночь») и «Колокола». Кстати, то, что мы выучили «Колокола» за четыре репетиции перед августовской поездкой в Германию на Шлезвиг-Гольштейнский фестиваль, привело Михаила Васильевича в удивление и восторг. В прошедшем сезоне хор музицировал вместе с отличными солистами – это певцы П. Чьофи, С. Лейферкус, В. Гривнов, Г. Беззубенков, З. Соткилава, В. Джиоева, Л. Костюк, М. Давыдов, В. Ефимов, трубачи К. Солдатов и А. Ветух, баянист М. Бурлаков и многие другие. Любая встреча с мастерами, маститыми и молодыми, оборачивается для студентов накоплением творческого и жизненного опыта, приращением духовного богатства.

— Известно, что одна из отличительных особенностей Камерного хора — постоянное творческое сотрудничество с композиторами-современниками. Только за последнее время коллективу посвящено и в расчете на него создано много новой музыки: «Две поэмы на стихи А. Вознесенского», Два русских хора («Эпиграф графа Толстого к роману «Анна Каренина» и «Царская кравчая») и «Серенада» Родиона Щедрина; Два хора на стихи Э. По и Пять вокализов для хора и органа Романа Леденева; «Три сонета Шекспира» и «Молитва св. Иоасафа» Кирилла Волкова; пьесы Ю. Фалика, Е. Подгайца, С. Мовчана… Список можно продолжать. Как Вы расцениваете такое композиторское внимание к Камерному хору и лично к Вам как к художнику-интерпретатору?

— Внимание композиторов, конечно, лестно для меня и, наверное, в чем-то закономерно: ведь я в свою очередь также всегда уделял внимание современной музыке наравне с произведениями прошлых времен. Это часть моего творческого кредо. Годы идут, и теперь уже можно говорить о «ближнем круге» авторов-единомышленников, фамилии которых были упомянуты… Кстати, и с Ю. Фаликом мы сделали интересную встречу в марте в Рахманиновском зале, когда хор показал автору его цикл «Книга канцон», выученный буквально за неделю. Было приятно услышать от Юрия Александровича слова одобрения.

Но особое в моей исполнительской и педагогической практике явление – творчество Родиона Щедрина. Музыка Щедрина проходит красной нитью через мою творческую жизнь. Знаете, так иногда бывает у исполнителя: знакомишься с произведением, начинаешь работать над ним и кажется, что это написал ты сам – твоей душе созвучны каждая нота, каждая мысль, каждый штрих. Творчество Родиона, любимого автора, настоящего друга и товарища, я принимаю безоговорочно и всецело – это звучит субъективно, но музыкант и должен быть субъективен, пристрастен, иначе он безлик! Я очень благодарен Щедрину за то, что он находил и находит время сочинять для меня, для моих хоров. Вот и в последние годы мы спели несколько его премьер, главная из которых – русская хоровая опера «Боярыня Морозова», на мой взгляд, выдающееся произведение. Думаю, мы можем гордиться высокой международной наградой в области звукозаписи – премией «Echo Klassik» – за ее исполнение, записанное немецкой фирмой Wergo.

— Камерный хор Московской консерватории существует уже немало лет. Что-нибудь изменилось за эти годы?

— В нашем коллективе отношение к делу сохранилось таким же, как и 10, и 14 лет назад, потому что заложены хорошие традиции. Тут я должен еще раз добрым словом помянуть проф. А. С. Соколова, который в декабре 1994 года предложил создать Камерный хор, так как нужно было исполнить кантату С. Губайдулиной «Теперь всегда снега», а все московские хоры, в том числе наш факультетский, отказались это делать. Мы впервые собрались в декабре, а в марте 1995 года уже пели Губайдулину, и Гидон Кремер, присутствовавший на концерте, тотчас пригласил коллектив на свой июльский фестиваль в австрийский Локенхауз, где мы выступили с большим успехом. Это была, скажу нескромно, первая творческая победа Камерного хора. За ней последовали и другие, среди которых золотые медали и Гран-при конкурсов в Италии, Австрии, Германии, Польше. Нас узнали, и узнали с хорошей стороны. Недаром Валерий Гергиев неоднократно говорил и писал о том, что Камерный хор Московской консерватории – один из самых профессиональных и престижных хоровых коллективов России.

— А новые творческие планы тоже столь масштабны?

Я отчасти суеверен и потому не хотел бы раскрывать все планы, но о ближайших концертах и поездках, уже анонсируемых, безусловно, могу рассказать. Этот сезон мы начали очень интересно: сентябрь – концерт Осеннего хорового фестиваля, посвященный 120-летию со дня рождения моего учителя В. П. Мухина; октябрь – концерт «Майя Плисецкая и Родион Щедрин – 50 лет вместе» в Малом зале, открытие фестиваля к 100-летию О. Мессиана в Большом, гастроли в Саратове. В конце октября мы едем в Лондон на фестиваль В. Юровского, посвященный памяти П. И. Чайковского: хор участвует в исполнении «Иоланты» и дает концерт, где прозвучат «Всенощная», «Литургия» и другие духовные пьесы Чайковского. На ноябрь запланирована поездка в Японию, а в декабре нас ожидает новая встреча с В. Юровским, на сей раз в Москве – будем готовить исполнение «Рождественской оратории» Баха. Естественно, наш хор – неизменный участник консерваторских абонементов, в этом сезоне он проведет в их рамках три концерта.

— Вы удовлетворены новым поколением участников Камерного хора?

— Я очень доволен работой студентов, поющих под моим руководством, их творческим ростом, отношением к профессии. И благодарен педагогам, воспитывающим и обучающим этих молодых людей. Будем помнить, что дорога к совершенству бесконечна; но эта бесконечность нужна для того, чтобы художник никогда не стоял на месте. В искусстве должно быть вечное движение – вперед и ввысь.

Беседовал Евгений Волков,
преподаватель МГК

Поделиться ссылкой: