Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Приношение великим

№ 1 (1339), январь 2017

Ушедший год был отмечен многими юбилейными событиями, в том числе такими как 125-лет со дня рождения С. С. Прокофьева и 110 лет со дня рождения Д. Д. Шостаковича. Музыка Прокофьева много звучала на театральных и концертных сценах, о ней дискутировали на научных конференциях в нашей стране и за рубежом. Новыми постановками и исполнениями был отмечен и юбилей Шостаковича. Обо всех этих событиях напомнила профессор И. А. Скворцова, предваряя открытое заседание возглавляемой ею кафедры истории русской музыки, которое состоялось 14 декабря в Зале им. Н. Я. Мясковского.

%d0%ba%d0%b0%d1%84%d0%b5%d0%b4%d1%80%d0%b0-2016-12-14-16-23-18-2

Приношением памяти великих композиторов послужили выступления двух ведущих педагогов кафедры – профессора И. В. Степановой, автора известной книги «К 100-летию Шостаковича. Вступая в век второй: споры продолжаются», и признанным исследователем творчества Прокофьева доцента Н. П. Савкиной.

Доклад И. В. Степановой «DSCH – наследие: в попытках объять необъятное» сконцентрировал внимание на главном – основных тенденциях современного музыкознания о Шостаковиче. В последние годы переиздаются его сочинения (благодаря активной деятельности издательства DSCH), переосмысляются их концепции (например, опер), концентрируется внимание на периферийных (киномузыка) и неоконченных сочинениях («Оранго»). Многие исследователи в большей степени задумываются не как, а о чем писал Шостакович. Автор доклада сделала много ценных наблюдений, размышляя над работами М. Арановского, книгой Дж. Барнса и другими. Событием года стал выход в свет первого выпуска «Шостакович. Нотографический справочник» (авторы О. Дигонская и Г. Копытова).

В юбилейный для консерватории год невозможно было не вспомнить о Шостаковиче – профессоре Московской консерватории. Взгляд был сделан с совершенно новой и неожиданной стороны. На примере архивных документов Ирина Владимировна показала, что в наследии Шостаковича важно все, даже такие частности, как личные листки учеников Шостаковича – А. Чугаева, Г. Галынина, Б. Чайковского, К. Хачатуряна, В. Брумберга, Э. Назировой, хранящиеся в архиве консерватории. В этих на первый взгляд второстепенных документах отразилось отношение власти к Шостаковичу в 1948 году и связанное с этим его увольнение из педагогического состава. Музыкальным послесловием прозвучал Квартет № 3 Шостаковича в исполнении лауреатов международных конкурсов Дмитрия Бородина (скрипка), Чжун Чун Ман (скрипка), Арины Петровой (альт) и Айдера Рысалиева (виолончель) – ансамбля класса преподавателя А. Р. Янчишиной.

Н. П. Савкина в своем выступлении «Год С. С. Прокофьева. Итоговые впечатления» представила панораму самых ярких и разнообразных событий года Прокофьева: концертов, фестивалей, конференций, выставок, а также открытие памятника композитору в Камергерском переулке. Но, пожалуй, наиболее интересными были впечатления о двух крупных прокофьевских конференциях, непосредственным участником которых была сама Наталья Павловна.

Присутствующие узнали о состоявшемся в феврале симпозиуме «Прокофьев и русские традиции», организованном Школой музыки Государственного университета Луизианы (США). Его участниками были ученые, композиторы и исполнители из США, Японии и ряда европейских государств (из Московской консерватории проф. К. В. Зенкин и доц. Н. П. Савкина). Российским мероприятием стала конференция «Прокофьев. XXI век», проходившая в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума и собравшая известных исследователей творчества Прокофьева (С. Моррисон, В. Юзефович, К. Зенкин, Н. Кравец…). В программе форума принял участие внук композитора Габриэль Прокофьев (см. об этом событии: «РМ» 2016, № 9. – ред.)

Необычайно интересно рассказала Н. П. Савкина о созданном по ее сценарию фильме «Простодушный человек с серыми глазами» (1991). О замысле, о работе с режиссерами (их было двое) и общении с участниками фильма – Г. Н. Рождественским, Св. Прокофьевым, М. Ботвинником, Г. Улановой, Г. Горчаковым (секретарем Прокофьева в 1920-е годы). Рассказ завершился показом фрагментов ставшей редкостью документальной киноленты.

Идея провести открытое заседание кафедры в необычном для юбилейного мероприятия формате, сделала это событие незаурядным и запоминающимся.

Ирина Брежнева,
зав. отделом рукописей и редких изданий
научной музыкальной  библиотеки им. С.
 И. Танеева

Оставить коментарий