Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Драма жизни и Святые двенадцать: Фриц Хайнрих Кляйн, непризнанный гений

№ 8 (1264), ноябрь 2008

М.: Музиздат, 2008. – 344 с., ил.
Редакторы-составители: В.М.Барский, М.В.Воинова

oblozhka_original_webКнига «Драма жизни и Святые двенадцать: Фриц Хайнрих Кляйн, непризнанный гений» Валерии Стефановны Ценовой посвящена австрийскому композитору, писателю, художнику, стоявшему у истоков Новой музыки, имя которого почти стерто со страниц истории. Исследование основано на новых материалах, впервые представленных в русскоязычной специальной литературе.

Профессор кафедры теории музыки, безвременно ушедшая чуть более года назад В.С.Ценова не успела подготовить эту книгу к печати. Но думала о ней давно – собирала материалы, вовлекала в исследовательское поле своих учеников, опубликовала фактически ее подробный и концепционно ясный план и недвусмысленные указания на состав книги. Это издание задумывалось как продолжение предыдущей (в соавторстве с Жансулу Жисуповой) книги В.С.Ценовой «Драма сердца и 12 звуков. О Лирической сюите Альбана Берга» и полностью основано на ее собственных текстах (и опубликованных, и зафиксированных в виде файлов компьютерного архива). Редакторами В.М.Барским и М.В.Воиновой была осуществлена необходимая перепланировка материала, добавлены некоторые сноски, заголовки, уточняющие биографические и аналитические детали, нотные примеры, внесена текстологическая правка.

В книгу вошла информация о жизни и творчестве Кляйна, его взаимоотношениях с друзьями и современниками, дана аналитическая характеристика уникального композиционного метода, изобретенного на основе муттер-аккорда (Mutter-Akkord), придуманного им самим, независимо от чьих-либо изысканий в этой области. Ни Хауэра, о котором он ничего не знал, ни Шенберга, о котором он знал достаточно.

Представлены переводы литературных сочинений Кляйна: «Афоризмов», либретто оперы «Нострадамус» (выполнены Ольгой Гарбуз под редакцией М.А.Сапонова) и романа «Святые двенадцать» (в переводе Леонида Островского под редакцией В.С.Ценовой). Собран богатый иконографический материал из архива Ф.Х.Кляйна в Линце (Австрия) – факсимиле, иллюстрации, фотографии, репродукции картин. Обнародована партитура хронологически первого в истории музыки опубликованного двенадцатитонового сочинения «Машина – внетональная самосатира» ор.1 Фрица Хайнриха Кляйна.

Книга адресована музыковедам и широкому кругу читателей, интересующихся современной музыкой и ее корнями в художественной культуре XX века.

М.В.Воинова,
преподаватель МГК

Оставить коментарий