Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

В служении Музыке

№ 2 (1349), февраль 2018

24 января в Большом зале состоялся концерт под названием «Шопен & Стравинский», который завершил серию вечеров, посвящённых творчеству русского композитора в сопоставлении с музыкой других великих авторов. На сцене выступили Концертный симфонический оркестр МГК (дирижёр – заслуженный артист РФ, проф. Анатолий Левин) и народная артистка СССР, проф. Элисо Вирсаладзе (ф-но). Звучали произведения Стравинского и Шопена, а также фортепианные пьесы Шопена в инструментовке Стравинского.

Игоря Фёдоровича не случайно называли «человеком тысяча и одного стиля». Отличительная черта композитора, которая отчётливо выразилась через исполнение совершенно разных его сочинений, – богатейшая творческая фантазия, создание всякий раз уникальных образов. Подобное оказалось возможным благодаря тонкому восприятию Стравинским широкого круга музыкальных традиций и стилей.

Показательна в этом отношении инструментовка балета «Сильфиды» (1909) на музыку Шопена, которой открылся концерт. Ноктюрн As-dur и Большой блестящий вальс звучали как сочинения Стравинского: композитор сохранил прозрачность и утончённость шопеновской фактуры, но при этом включил всё то, что присуще собственному оркестровому письму – колоритное чередование tutti и solo, эффектную палитру тембров. А коду Блестящего вальса наполнил веселым юмором.

Красочно и невероятно глубоко исполнила Второй концерт Шопена Элисо Вирсаладзе, подтверждая слова Я.А. Флиера, что её игра «удивительна и гармонична, в ней чувствуется настоящая поэзия». Было приятно наблюдать за каждым поворотом мысли великого композитора-романтика, в том числе в мелких нотах, звучавших как речитатив – очень полнокровно и содержательно. В темах первой и третьей частей великолепно отразилось сентиментальное настроение произведения, а сокровенная, глубоко личностная шопеновская лирика предстала в мажорных эпизодах. Пианистка находилась в тончайшем взаимодействии с оркестром.

Во втором отделении звучал Стравинский – симфоническая поэма «Песнь соловья» по сказке Андерсена и три фрагмента из балета «Жар-птица» – «Поганый пляс Кощеева царства», «Колыбельная Жар-птицы» и «Финал». «Песнь соловья» воспринималась как живая картина природы – нежная и поэтичная (в холодные зимние дни чувство весеннего пробуждения и свежести особенно ощутимо). Главная тема «Поганого пляса» поразила своей упругой, рельефной ритмикой.

Игра оркестра под управлением А.А. Левина была полна оптимизма, молодой энергетики, проникнута высочайшей находчивостью и готовностью совершать новые открытия. Дирижер смог организовать своих подопечных в замечательное единство. Все произведения были чётко выстроены по форме, имели свою индивидуальную концепцию. Да, в тот вечер выступали люди, которые творят и служат Музыке!

Степан Игнатьев, студент ФФ

Оставить коментарий