Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Способность к сотворчеству

№ 2 (1349), февраль 2018

VI Международный конкурс камерных ансамблей имени С.И. Танеева, прошедший с 21 по 26 ноября 2017 года в Калуге, был по сути восьмой встречей молодых ансамблистов на калужской земле (первые два проводились как «Всероссийские открытые»). Он был задуман почти четверть века назад профессором Московской консерватории Татьяной Алексеевной Гайдамович – учёным-просветителем и выдающимся педагогом в области камерно-ансамблевого музицирования. Основным учредителем стала Московская консерватория, чьим первым Золотым медалистом, а затем и директором был Танеев. Постоянными учредителями также являются Министерство культуры РФ, администрация Калужской области, РАМ им.  Гнесиных и Ассоциация камерной музыки МСМД.

Диана и Кристина Аванесян, II премия

Т.А. Гайдамович и её ближайшие сподвижники-основатели конкурса им. Танеева – профессоры И.М. Анастасьева, Г.А. Федоренко, Т.А. Алиханов и автор этих строк – изначально определили его регламент и спектр основных целей. Главной особенностью конкурса, который должен проходить раз в три года, является исполнение камерной музыки Танеева, постижение художественной сути которой даст возможность совершенствовать ансамблевое мастерство. А проведение состязаний не в столице должно способствовать появлению на музыкальной карте России нового центра камерно-ансамблевого исполнительства.

В жюри VI конкурса вошли видные педагоги-исполнители: Ф. Золтер (Германия), Х. Гиттарт (Нидерланды), В. Редик (Австрия), Ю. Гильдюк (Беларусь), Я. Малецкис (Латвия), Ш. Шагинян (Армения). И. Анастасьева, А. Жохова, В. Ворона и А.  Бондурянский (все – Россия). Конкурсанты представляли девять стран.

Состязания камерных ансамблей обладают особой спецификой. Участники должны проявить не столько свое индивидуальное дарование (оно подразумевается само собой), сколько умение находиться в диалоге. Именно способность к сотворчеству, сопереживанию, сочувствию, соучастию и становится определяющей.

Количество номинаций в этот раз было увеличено: к уже существующим (фортепианный двухрояльный дуэт, фортепианные трио, квартет, квинтет) добавились четырёхручный фортепианный дуэт и дуэт скрипки и фортепиано. Стилевая палитра, предложенная программой конкурса – от Моцарта и его современников до сегодняшней музыки (буквально «с пылу-жару») – позволила участникам выявить свои лучшие исполнительские качества.

Следует сказать, что «ранжирование» оказалось для жюри непростой задачей, ибо откровенных «аутсайдеров» среди финалистов не наблюдалось. На общем высоком уровне несомненными лидерами были фортепианный квинтет МГК (М. Кинасов, А. Лень, А. Иванов, К. Воинков, М. Ноговицын) и нидерландский квартет, которые в итоге и разделили I премию. Консерваторский ансамбль также победил в прослушивании на соискание специальной премии имени Т.А. Гайдамович.

Фортепианный квинтет МГК, I премия

Обладателями II премии стали латвийский дуэт, Трио МГК (В. Стариков, Е.  Кузеванова, Е. Моргунова) и дуэт сестёр Кристины и Дианы Аванесян, которые вместе с фортепианным квинтетом были также удостоены специальной премии «За лучшее исполнение сочинений С.И. Танеева», учреждённой Московской консерваторией. Помимо этого, выпускницы консерватории и Трио получили спецпремию «OrlandoFest» с приглашением выступить на фестивале в Голландии. Фортепианный дуэт из Латвии, равно как квартет-победитель из Нидерландов был награждены спецпремией РАМ им. Гнесиных «За артистизм исполнения».

Порадовали своими выступлениями лауреаты III премии – корейский дуэт из МГК, дуэты из Казанской консерватории и РАМ им. Гнесиных. Премию жюри «Зарубежному ансамблю за художественное постижение русской музыки» разделил дуэт корейских студентов из МГК (Ян Минчжэ и Хан Ын Чжу), а также дуэт из Латвии. Вместе с дуэтом из РАМ им. Гнесиных они получили спецприз фирмы «Yamaha». Еще одну награду – премию губернатора – забрали Трио МГК и дуэт из Казанской консерватории. Удачно, хотя и не всегда ровно, проявили себя ансамбли, удостоенные IV премии – дуэт из Белоруссии и «сборный» дуэт студентов института им. М.М. Ипполитова-Иванова и МГК. Среди лауреатов, представлявших Московскую консерваторию, стоит отметить «питомцев» доц. И.В. Красотиной и воспитанников проф. А.З. Бондурянского.

Конкурс завершился двумя заключительными концертами. Первый состоялся в Калуге, в Концертном зале им. С.И. Танеева 25 ноября – в день рождения композитора. Второй – на следующий день в Рахманиновском зале МГК (ещё одна традиция, поддерживаемая консерваторией). Перед началом концерта финалистов, членов жюри и Оргкомитет конкурса сердечно поприветствовал ректор, профессор А.С. Соколов.

Трудно переоценить и заинтересованную помощь губернаторов Калужской области (бывшего В.В. Сударенкова и нынешнего А.Д. Артамонова). Проявленные ими воля и настойчивость помогают вот уже два десятилетия реализовывать этот масштабный проект. Постоянными партнёрами Конкурса являются МКЦ, Министерство культуры Калужской области, Калужское музыкальное училище им. Танеева.

VI конкурс имени С.И. Танеева стал важным музыкальным событием ушедшего года. Готовясь к следующему, который должен пройти в 2020 году, следует, очевидно, учесть интересные предложения, касающиеся расширения списка номинаций, включения в состав струнные квартеты и трио, а в дальнейшем, возможно, и камерное пение. И тогда конкурс превратится в грандиозное Празднество в честь великого композитора, пианиста, дирижёра, учёного, музыкально-общественного деятеля – Сергея Ивановича Танеева.

 

Профессор А.З. Бондурянский,

председатель жюри конкурса

Фото Яниса Малецкиса

Поделиться ссылкой: