Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

В честь «сибирского соловья». К 230-летию со дня рождения А.А. Алябьева

№3 (1350), март 2018

«Среди многих музыкальных дарований всплывает имя Алябьева, имя, с каждым годом все более и более яснеющее для нас благодаря умножающимся раскопкам его музыки» – писал в свое время Б.В. Асафьев. Сказанное актуально и сегодня.

4 (15) августа ушедшего года исполнилось 230 лет со дня рождения выдающегося композитора пушкинской эпохи Александра Александровича Алябьева (1787–1851). В разных регионах России, в том числе на родине Алябьева в Тюменской области, состоялись юбилейные мероприятия с участием известных музыкантов, актеров и общественных деятелей. В Тюмени и Тобольске прошел ежегодный фестиваль «Алябьевская осень», а также концерты в доме-музее композитора в Пятигорске. Во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры имени М.И. Глинки 4 ноября был представлен концерт Государственного духового оркестра России под управлением Александра Нянькина. В программе звучали неизвестные сочинения, рукописи которых хранятся в фондах музея: некоторые произведения были исполнены на исторических музыкальных инструментах XIX века из Государственной коллекции.

Московская консерватория не могла обойти стороной эту знаменательную дату. Любопытно, что в архивах Музея им. Глинки удалось обнаружить афишу юбилейного концерта к 160-летию Алябьева в Малом зале, прошедшего в рамках филармонических Исторических концертов. Среди исполнителей видим Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Н.П. Аносова, легендарный Государственный квартет им. Бетховена, вступительное слово – Б.В. Доброхотов. И спустя 70 лет молодое поколение консерваторцев вновь отдает дань памяти одному из ярких представителей отечественной музыкальной культуры первой половины XIX столетия.

Кафедра истории русской музыки 20 декабря представила программу юбилейных мероприятий в честь «сибирского соловья»: выставку архивных документов, принадлежащих Московской консерватории, которую помогла сделать Научная музыкальная библиотека им. Танеева; открытое заседание кафедры, посвященное музыкальному наследию композитора; и гала-концерт 20 декабря в Рахманиновском зале консерватории.

А.А. Алябьев – талантливый русский композитор-романтик, вольнодумец и герой Отечественной войны 1812 года – человек сложной, трагической судьбы. В феврале 1825 года, накануне печально известных исторических событий, Алябьева по недоказанному обвинению в убийстве лишают всех званий и отправляют в ссылку в Сибирь. Как знать, может быть, эта ссылка спасла ему жизнь, ведь многие из ближайшего окружения композитора участвовали в восстании декабристов, некоторые из них погибли.

Обширное творческое наследие композитора во многом не было оценено при его жизни. Имя Алябьева даже запрещалось упоминать на афишах, указывались лишь инициалы «А.А.». Многочисленные вокальные произведения (в том числе собрания русских песен), пять одночастных симфоний и симфонические увертюры, фортепианная музыка, хоровые, камерные сочинения (сонаты, трио, квартеты, квинтеты), 6 опер (три из них не завершены), балет, множество водевилей, музыка к спектаклям – все это долгое время не изучалось, многие произведения были погребены в архивах, а то и вовсе не сохранились. Тем не менее, Алябьев никогда не бросал сочинять – в его камере по ходатайству друзей даже установили фортепиано. Композитор создал в ссылке свои лучшие духовные сочинения для хора, а также великолепные образцы музыки для духового оркестра.

Программа концерта «Алябьев-гала» в Рахманиновском зале была подобрана очень тщательно, чтобы максимально широко представить многообразие творческого наследия композитора. Вновь прозвучали фрагменты оперы «Буря», возрожденной к жизни 3 года назад в режиссерском прочтении П. Татарицкого (об этом событии «Российский музыкант» рассказывал своим читателям – «РМ», 2015, №1). Ансамбль «Chant des flutes» исполнил Квартет для четырех флейт – ранний образец русских камерных ансамблей для духовых инструментов, «уникальный пример монотембрового сочинения первой трети XIX века» (проф. Е.Б. Долинская). Лауреаты международных конкурсов К. Апалько, К. Кравцов и А. Толстов блестяще интерпретировали Большое фортепианное трио ля-минор. Вокальная лирика Алябьева была представлена четырьмя разноплановыми романсами – «Воспоминание» и «Два ворона» на стихи Пушкина, «Желание» (стихи Н.Н.), и «Нищая» (стихи Беранже в переводе Д. Ленского) – в исполнении солистки Большого театра России Д. Давыдовой (ф-но – Ю. Куприянова). «Визитная карточка» Алябьева – романс «Соловей» прозвучал в транскрипции Листа, его исполнила на арфе лауреат международных конкурсов Н. Куприянова.

Хоровой музыке Алябьева посвятили отдельный блок. Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель – проф. А.В. Соловьев) под управлением Т. Ясенкова спел «Херувимскую» и переложения романсов – «Зимняя дорога» на стихи Пушкина (ф-но – Ю. Куприянова), «Всех цветочков боле», «Прощание с соловьем на Севере» (соло – Д. Давыдова, партия органа – проф. Е.Д. Кривицкая), и застольная песня «Други, радость нам дана» на стихи А. Дельвига.

Во втором отделении звучала музыка для духового оркестра, которому Алябьев всегда уделял большое внимание. Государственный духовой оркестр России под управлением А. Нянькина продемонстрировал сочинения, некоторые из которых были расшифрованы лишь в 2017 году – Симфонию Ми-бемоль мажор, Увертюру к опере «Швейцарское семейство», Пьесу для корнета и духового оркестра, Скорый марш и Pass Redouble для духового оркестра. Мощным заключительным аккордом стала премьера Торжественного гимна «В сей день вы, россы, торжествуйте», оркестрованного для духового оркестра, струнного квартета и хора известным российским композитором Кузьмой Бодровым специально для гала-концерта (вспомним, что именно Бодрову принадлежит редакция для камерного оркестра оперы Алябьева «Буря»).

Самые теплые слова благодарности за помощь в проведении юбилейных мероприятий хочется высказать в адрес Московской консерватории, а также директора Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки М.А. Брызгалова и сотрудников музея, художественного руководителя Центра духовой музыки С.А. Поляничко, артистов и дирекции Государственного духового оркестра России.

По словам Ираклия Андронникова, «время не состарило великолепную музыку Алябьева». Растущий интерес исследователей и исполнителей обусловлен тем, что творчество композитора отражает важнейшие эстетические тенденции романтической эпохи, ставшие актуальными и в наши дни – противостояние реального и идеального, одинокого «я» и окружающего мира (зачастую враждебного), бренность власти, богатства и вечной ценности любви, гармонии человека и природы.

Я.А.  Кабалевская,

преп. кафедры истории русской музыки

Оставить коментарий