Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Глинка в органной интерпретации

№8 (1364), ноябрь 2019

5 октября на сцене Малого зала по инициативе ректора Московской консерватории проф. А.С. Соколова состоялась долгожданная презентация сборника «Музыка М.И. Глинки в зеркале органной интерпретации» (2018, составитель Д. Дианов), приуроченная к 215-летию со дня рождения великого классика.

Грандиозный проект не мог бы осуществиться без участия большого количества высокопрофессиональных музыкантов. Большая часть сочинений, прозвучавших в концерте-презентации, была подготовлена доцентом Д.В. Диановым к 200-летию Глинки в 2004 году. Декан композиторского факультета, проф. А.А. Кобляков принял решение о публикации произведений в отдельном сборнике, эту же идею поддержала и зав. кафедрой органа и клавесина проф. Н.Н. Гуреева-Ведерникова. Ноты были переданы в издательство «Композитор», но… постепенно канули в лету. В итоге выход сборника растянулся на 15 лет!

Процесс публикации сдвинулся с мертвой точки только тогда, когда весь материал вернулся в Alma Mater. Большой вклад в общее дело внесли зав. органной мастерской Н.В. Малина, осуществившая нотный набор, проректор по научной работе проф. К.В. Зенкин, зав. кафедрой русской музыки проф. И.А. Скворцова, руководитель НИЦ «Московская консерватория» Н.О. Власова, музыкальный редактор С.М. Мовчан.

Формированию сборника предшествовала большая исследовательская работа: необходимо было найти оригинал коллективного сочинения – Вариации на тему Песни Вани из оперы «Иван Сусанин» (1957 г., столетие памяти Глинки). В создании этого фортепианного произведения приняли участие 8 композиторов, но для органной версии Д. Дианов отобрал музыку, написанную композиторами Московской консерватории: В. Шебалиным, А. Эшпаем, Р. Щедриным, Д. Кабалевским и Д. Шостаковичем.

В концерте прозвучали бессмертные сочинения русского гения в различных интерпретациях: переложения, транскрипции и фантазии для органа, а также новые произведения, написанные Л. Бобылевым («Жаворонку»), В. Агафонниковым («Херувимская песнь») и Д. Диановым (Три фуги, Тарантелла, фантазия на тему песни «Как в вольных просторах» для флейты и органа, фантазия Rozmowa, «Молитва» для скрипки и органа, Свадебная песня и Романс Антониды для голоса и органа).

Д.В. Дианов – признанный мастер органных переложений и транскрипций. Пожалуй, нет ни одной эпохи или стиля, которые не получили бы авторское преломление в его творчестве. Причем, степень свободы в выборе формы и новизны языка каждый раз связана с конкретной задачей. Тема Глинки – одна из любимейших в его композиторской лаборатории. Уже после выхода сборника им были созданы новые транскрипции, которые впервые прозвучали в концерте.

Мероприятие прошло на непрерывном crescendo. В первом отделении сольные органные номера перемежались с красивыми ансамблями, во втором прозвучали две крупные композиции – «Жаворонку» Бобылёваи великолепные коллективные Вариации на тему песни Вани. Свое мастерство продемонстрировали талантливые органисты: А. Максимова, О. Кравченко, В. Скоморохов, Е. Белова и, конечно, главный герой мероприятия – Д. Дианов. Партию флейты исполнила А. Антонова, партию скрипки – Э. Хечикян. Особые аплодисменты выпали на долю певицы И. Якубовской.

Концерт получился большим, но не скучным. Немалую роль сыграла интересная научная статья, которую Д. Дианов подготовил для программки. В своем заключительном слове он рассказал захватывающую историю об издании многострадального сборника и поблагодарил всех, кто принял участие в этом проекте. Презентация закончилась торжественным вручением авторских экземпляров композиторам и их наследникам.

Мария Макарова

Поделиться ссылкой: