Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Открытие новых талантов

№2 (1376), февраль 2021 года

В Московской консерватории с 12 по 19 декабря прошел Международный конкурс скрипачей к 90-летию Эдуарда Грача. Его оргкомитет принял наилучшее решение из всех возможных: не переносить или отменять состязание, а провести его в дистанционном формате. И, несмотря на эпидемиологическую ситуацию, закрытые границы и прочие ограничения, у десятков юных исполнителей появился шанс поучаствовать в этом удивительном празднике музыки.

В состав жюри конкурса вошли звездные ученики профессора Э.Д. Грача. На сегодняшний день они являются одними из самых востребованных и ярких представителей русской скрипичной школы на мировой сцене – Алёна Баева, Никита Борисоглебский, Гайк Казазян, Айлен Притчин и Хироко Нинагава.

Результат превзошел все ожидания. На первый тур поступило 37 заявок из 11 стран, и подобная география, безусловно, впечатляет. Свои записи прислали скрипачи из Азии, Европы, Соединенных Штатов Америки и даже Бразилии. На второй тур конкурсных прослушивай было допущено 18 участников, которые должны были исполнить свободную программу на 50–60 минут. После нескольких дней, проведенных за тщательным просмотром видеозаписей конкурсантов, в юбилейный день рождения профессора Э.Д. Грача во время гала-концерта 19 декабря были объявлены результаты конкурсных прослушивай и названы имена победителей.

Первой премии и звания лауреата удостоились Алина Куроедова (Россия) и Надежда Эттингер (Люксембург); вторую премию и звание лауреата получили Агаша Григорьева (Россия) и Наина Кобзарева (Россия); третьей премии и звания лауреата удостоились Микель Муньис-Гальдон (Испания), Софья Девуцкая (Россия) и Алексей Стычкин (Россия / Бельгия); четвертая премия и звание лауреата досталось Катарине Мрвич (Сербия), Марии Окуневой (Россия) и Вэй Чжану (Китай); пятая премия и звание лауреата – Е Ри Ро (Республика Корея) и Софье Ермасовой (Россия); шестая премия и звание лауреата – Индире Нурлыбай (Казахстан) и Азату Нургаянову (Россия).

Но, безусловно, главным призом конкурса Э.Д. Грача являются сольные концерты лауреатов, которые состоятся уже в следующем сезоне. Лауреаты первой премии выступят в Малом зале Московской консерватории, лауреаты второй премии – в Рахманиновском зале, обладатели третьей премии – в концертном зале имени Мясковского, а четвертой, пятой и шестой – в залах партнеров Московской консерватории.

Основная задача любого конкурса – открытие новых талантов, одаренных молодых исполнителей, будущих кумиров публики. И на конкурсе Эдуарда Давидовича Грача мы действительно познакомились с перспективными, самобытными, по-настоящему уникальными молодыми скрипачами. Двое главных победителей любезно согласились немного побеседовать с нами.

Алина Куроедова:

– Алина, прошлым летом Вы закончили Московскую консерваторию, а когда Вы приняли решение, что будете участвовать в конкурсе Вашего учителя, профессора Э.Д. Грача?

– Думаю, весной. Но подготовка началась немного позже, так как в то время я готовила программу для выпускного экзамена и дальнейшего поступления в ассистентуру-стажировку. И она полностью отличалась от той, что я исполняла на конкурсе. После поступления в ассистентуру я была на подъеме, одна большая задача была выполнена и появилась другая цель. Я была уверена, что успею подготовить новую программу.

– Какие произведения Вы исполняли на конкурсе?

– На первом туре я играла Адажио и Фугу из третьей сонаты Баха и делала запись своими силами. Для второго тура я делала запись уже в Рахманиновском зале консерватории.

– И какую программу?

– Когда я узнала, что в записи могу исполнить любую музыку, которую захочу, я решила сыграть Стравинского, Шумана и Вайнберга. Это был прекрасный шанс исполнить музыку, которую ты действительно любишь. Я чувствовала, что в этот период времени данная музыка мне близка и полностью совпадает с моим настроением.

– Какие эмоции Вы испытывали, играя в пустом зале?

– Эмоции были смешанными. Одним из требований конкурса было предоставить запись тура одним дублем, нельзя было выключать камеру, и было довольно тяжело играть без перерывов 60 минут. Если бы это был мой сольный концерт, на котором присутствовала публика, то ощущения были бы другими, ведь обратная связь очень важна для исполнителя. Странно было заканчивать произведение и стоять в полной тишине.

– А была ли возможность «обыграть» конкурсную программу?

– Нет, такой возможности не представилось. Конечно, мне нужно было попробовать свои силы, исполнить все произведения без остановок, и, если это можно назвать «обыгрыванием», то меня послушали мои друзья.

– Планируете ли Вы развивать какую-либо из онлайн-платформ, чтобы делиться своим творчеством с большей аудиторией?

– Конечно, я об этом задумываюсь. Скорее всего, без социальных сетей в ближайшем будущем будет просто невозможно продвигать какой-либо личный бренд. Главное, чтобы это не стало замещением реальной концертной деятельности, потому что, на мой взгляд, это не всегда искусство. В интернете слишком много различного «мусора», и у публики, к сожалению, не всегда получается его правильно сортировать. Внутренний страх пока меня останавливает, но я не оставляю эту идею и планирую в скором времени начать развивать, скажем, YouTube-канал.

Надежда Эттингер:

– Надежда, расскажите немного о себе, где и у кого Вы обучались?

– Мне 20 лет, я живу в Люксембурге, и в данный момент учусь в Льежской Королевской консерватории на курсе Филиппа Коха. На скрипке я начала играть в возрасте трех лет. Мои родители не являются музыкантами, но просто обожают музыку. Когда мне было два года, они подарили мне игрушечное пианино с одной октавой. Я начала подбирать мелодии на слух, что подтолкнуло родителей найти мне репетитора. Я была слишком мала, чтобы учиться в местной музыкальной школе, но родителям удалось найти для меня преподавателя по скрипке. Я сразу поняла, что это мое. Спустя несколько лет я начала обучение в Консерватории Люксембурга в классе Лоренс Кох.

– Как Вы узнали о Конкурсе Эдуарда Грача? Почему захотели принять участие?

– Принимать участие в конкурсах я начала не так давно, но обнаружила в этом большую пользу для себя. Конкурсы помогают не стоять на месте и ставить конкретные цели. Я зашла на сайт Musical Chairs, наткнулась на Международный конкурс скрипачей к 90-летию Э. Грача и решила, что для меня будет большой честью поучаствовать в этом соревновании. Также меня привлек состав жюри и возможность участников свободно выбирать собственную программу.

– А как проходила подготовка в условиях локдауна? С какими трудностями Вы столкнулись? Расскажите немного о том, как Вы делали запись для Конкурса.

– Из-за пандемии подготовка была непривычной. За неделю до первого дедлайна я заболела, поэтому решила записать сольную программу, чтобы не подвергать опасности здоровье концертмейстера. К счастью, к началу второго тура я смогла проводить репетиции уже вместе с моим концертмейстером Петром Петровым. Мой преподаватель из Люксембурга много раз лично присутствовала на моих репетициях, что в нынешних реалиях – настоящая привилегия. Она даже смогла забронировать для нас Большой зал консерватории, чтобы я смогла поработать с акустикой. Впервые в жизни я исполняла настолько длинную программу без единого перерыва, поэтому очень переживала, что в любой момент посторонние люди могут войти и прервать запись. В итоге я дважды сыграла программу и почувствовала облегчение от того, что все прошло идеально.

– Во втором туре Вы исполнили первую часть Концерта Чайковского. Скажите, часто ли Вы исполняете музыку русских композиторов?

– Я очень люблю музыку славянских композиторов. В данный момент я работаю над вторым концертом Прокофьева, камерной музыкой и произведениями для оркестра Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и Рахманинова.

Искренне желаем победителям вдохновения, воплощения всех творческих задумок, множество замечательных концертов, восторженной публики и оглушительных оваций!

Александра Рысалиева

Фото Геннадия Акинфина

Поделиться ссылкой: