Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

String Prayers

№ 3 (1314), март 2014

Ансамбль «Студия новой музыки», основанный в 1993 году Владимиром Тарнопольским, недавно отмечал свое 20-летие. За время существования коллектива музыканты исполнили множество различных сочинений современных композиторов, включая премьеры российских и зарубежных авторов, неоднократно выступали не только в нашей стране, но и за рубежом. 8 февраля в Рахманиновском зале состоялся очередной концерт юбилейной программы под названием «String prayers» («Струнные молитвы»).

Основными участниками концерта были музыканты-струнники. Прежде всего, это квартет в составе: Станислав Малышев (I скрипка), Инна Зильберман (II скрипка), Анна Бурчик (альт) и Ольга Калинова (виолончель). Созданный в 2004 году, он вошел в Ансамбль «Студия новой музыки» в 2005. Наряду с квартетом в программе вечера приняли участие Заслуженный артист России Александр Тростянский (скрипка), Андрей Винницкий (ударные), Егор Цай (скрипка), Татьяна Калмыкова (виолончель) и Сергей Карачун (контрабас).

Концерт объединила идея минимализма. Вечер открыла известная пьеса Арво Пярта под названием «Fratres» (в переводе с латинского – «братья») для скрипки соло, струнных и ударных (солист – А. Тростянский). Длительное развертывание и повторение материала на фоне динамического нарастания заворожили слушателей, произвели магическое впечатление, чему способствовало и звучание ударного инструмента. И эта атмосфера сохранилась даже после окончания пьесы.

«Night prayers» («Ночные молитвы») для струнного квартета и магнитофонной ленты входят в цикл Гии Канчели «Жизнь без Рождества». Изначально пьеса была предназначена для солирующего саксофона и камерного оркестра, но позднее композитор сделал переложение для струнных инструментов по заказу известного «Кронос-квартета», причем это сочинение стало самым популярным среди произведений, записанных ансамблем. В целом музыка Канчели довольно мрачна и характеризуется резкими перепадами настроений. Исполнители до последнего звука держали слушателей в состоянии напряжения вплоть до появления женского голоса в записи на ленте (на басовом фоне) со словами «Услышь мя, Господи».

Второе отделение открыли Пять танцев Джона Кейджа в переложении для струнного квартета. Это программная сюита из пьес Кейджа, скомпонованная композитором и деятелем экспериментального театра Эриком Зальцманом для хореографического представления в сопровождении препарированного фортепиано. Все части имеют названия: «Наша весна придет», «Сон», «Тотемный предок», «На природе», «Комната». В звучании струнного квартета музыка Кейджа воспринималась эффектно и выразительно.

Завершило вечер сочинение Джона Адамса «Shaker loops» для струнного септета, являющееся одним из эталонных минималистских произведений. В переводе с английского его название приблизительно означает «Вибрирующие петли» или «Вибрирующие циклы». Каждая из пяти частей этого «цикла» имеет свой программный подзаголовок: «Shaking and Trembling» («Трясясь и содрогаясь»), «Hymning Slews» («Гимнические вращения»), «Loops and Verses» («Циклы и стихи»), «A Final Shaking» («Финальная тряска»). Квартет и солисты, принимавшие участие в исполнении, создали плотную музыкальную ткань из мерцающих тембровых красок трех скрипок, альта, двух виолончелей и контрабаса. Это густое и насыщенное звучание завершило вечер.

Концерты подобного рода имеют большое значение в наше время, ведь многие любители порой не имеют даже общих представлений о том, что такое современная музыка, а слушатели с неподготовленным слухом с трудом ее воспринимают. Поэтому одной из важнейших задач является исполнение такой музыки для широкой аудитории, популяризация и пропаганда новых сочинений. Хочется верить, что число ансамблей и оркестров, исполняющих произведения композиторов XX и XXI веков, будет неуклонно расти.

Севара Мадаминова,
студентка ИТФ

Поделиться ссылкой: