Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Чарующая поэзия скрипки

№ 8 (1282), ноябрь 2010

После того как в 1935 году О. Мандельштам услышал в Воронеже молодую скрипачку Галину Баринову, «чей звук широк, как Енисей», он увековечил неповторимый облик артистки. Стихотворение «За Паганини длиннопалым…» стало одним из колоритных образцов поэтической мысли о магической силе воздействия музыкально-исполнительского искусства…

Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, кавалер Большой серебряной медали Фонда Э. Изаи (в числе ее наград также ордена Трудового Красного Знамени и Дружбы народов), музыкант широкой эрудиции и разносторонних творческих интересов, профессор Московской консерватории Галина Всеволодовна Баринова (1910-2006) всю свою жизнь посвятила любимому инструменту.

Галина Баринова, дочь известной пианистки, профессора консерватории Марии Николаевны Бариновой, родилась в Петербурге. С четырех лет она занималась у польского скрипача П. Коханьского, затем у И. Ахрона и В. Заветновского и уже в 10-летнем возрасте дала первый сольный концерт. После стажировки у знаменитого Жака Тибо в Париже (1924) Галина вернулась в Ленинград, где продолжила образование в области теории и композиции, и в 1927 году экстерном закончила консерваторию. Позднее она брала уроки в Москве у Л. М. Цейтлина (тогда же, в 1937-м, стала лауреатом Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов в Москве, завоевав третью премию и первое место среди скрипачей). Таким образом, ей удалось впитать лучшие традиции русской, польской и французской скрипичных школ.

В 1934 году Г. В. Баринова переехала в Москву, где активно выступала в качестве солистки Московской филармонии и Всесоюзного радиокомитета. Ежегодно в Малом зале консерватории проходили ее тематические концерты, посвященные музыке Баха, Венявского, французской сонате, сонатам Шуберта и т. п.

В годы войны исполнительская деятельность скрипачки приобрела особый общественно-значимый характер: она выезжала с концертными бригадами на фронт, в течение двух месяцев работала в осажденном Ленинграде, за что была награждена медалью «За оборону Ленинграда». В 1943 году Баринова выступила в Тегеране для участников конференции – глав союзнических держав. Она была в числе артистов, приглашенных на Потсдамскую конференцию в июле 1945 года, наряду с В. Софроницким, Э. Гилельсом, М. Козолуповой. Она также осуществила первую послевоенную поездку по городам Финляндии, где лично познакомилась с Яном Сибелиусом; затем интенсивно концертировала в различных странах Европы и Азии.

Обширный репертуар Бариновой включал не только часто исполняемые, популярные произведения, но и редко звучащие – к примеру, Концерт Карловича, Фантазию на русские темы Римского-Корсакова, Сонату для скрипки соло Прокофьева, сонаты Хандошкина, пьесы Дилиуса, Монастерио, Манона, Аулина, Уайта. Ей довелось выступать с такими дирижерами, как Е. Мравинский, А. Гаук, Г. Абендрот, К. Зандерлинг, Н. Аносов, А. Орлов, Г. Рождественский, К. Кондрашин. Баринова играла и записывала много камерной музыки. Среди ее партнеров по ансамблю – А. Гольденвейзер, Г. Нейгауз, Г. Гинзбург, С. Рихтер, Т. Николаева, Т. Гутман, В. Горностаева.

В 1996 году фирмой «Русский компакт-диск» под логотипом «Таланты России» был выпущен диск «Галина Баринова. Русская скрипичная школа», куда вошли сонаты Баха и Тартини (ф-но – С. Рихтер, орган – Л. Ройзман), а к 95-летию скрипачки вышел в свет диск «Искусство Галины Бариновой», включивший различные записи 1940 – 1960 годов (2005, фирма «Мелодия»).

Педагогическая деятельность Галины Всеволодовны началась в Московской консерватории и ЦМШ в 1956 году и продолжалась до 2000 года. Среди ее учеников – лауреаты и дипломанты международных, всесоюзных и республиканских конкурсов, педагоги музыкальных вузов разных стран, артисты ведущих оркестров мира. Она была членом жюри многих конкурсов скрипачей, в том числе международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве, имени И. С. Баха в Лейпциге, имени Н. Паганини в Генуе.

Много времени уделяя научно-методической работе, Г. В. Баринова осуществила редакции скрипичных концертов Карловича и Элгара, свободные обработки для скрипки пьес Глазунова и Рахманинова, озвученные методические пособия, включающие исполнение сочинений Витали, Верачини, Тартини, Хандошкина, Прокофьева, Хачатуряна и комментарии к ним.

Нельзя не сказать и об интенсивной публицистической деятельности Г. В. Бариновой (статьи, обзоры и рецензии в центральной прессе). Она выполнила серию переводов с английского, французского и немецкого языков книг, посвященных великим скрипачам ХХ века – Я. Хейфецу, Ф. Крейслеру, Э. Изаи. В течение ряда лет по просьбе ректората знакомила профессоров и студентов консерватории с наиболее интересными материалами зарубежной музыкальной печати. Начиная с 1981 года, Г. В. Баринова читала на фортепианном факультете доклады по материалам переводимой ею с немецкого книги А. Бренделя «Размышления о музыке».

И все же портрет этого замечательного и многогранного музыканта создан, прежде всего, штрихами исполнительского искусства. Очень точно и тонко заметил В. Ю. Григорьев: «Ее игра покоряет искренностью, особым полетом чувства, элегантностью, тончайшим вкусом, романтической приподнятостью. С одинаковым совершенством удается ей воплотить и философскую глубину концерта Бетховена, и стихийный размах концерта Сибелиуса, феерическую виртуозность Венявского и импрессионистическую тонкость Равеля, Изаи»… Гармония эмоций и интеллекта, чарующая поэтика скрипки – то, что всегда будет признано и востребовано благодарным слушателем.

Доцент Е. Л. Сафонова

Поделиться ссылкой: