Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Мастерство и молодость «Alma Mater»

№ 1 (1231), январь — февраль 2005

Уже два года в Московской консерватории существует объединение выпускников «Alma Mater». Возглавляет объединение Владимир Ашкенази. «Alma Mater» проводит концерты, творческие встречи и благотворительные акции, в которых участвуют всемирно известные музыканты. Курирует деятельность этого проекта научно-аналитический отдел Московской консерватории (руководитель доктор культурологии А. В. Богданова), силами которого и был подготовлен концерт.

7 декабря маститые выпускники консерватории профессор Наталия Гутман и доцент Ирина Кандинская выступили вместе с замечательными молодыми музыкантами, студентами консерватории Александром Каганом (скрипка), Иваном Субботкиным (скрипка) и Федором Белугиным (альт). Ансамбль продемонстрировал блестящее мастерство камерного музицирования, прекрасное владение звуком и глубину проникновения в композиторский замысел, учитывая, что в программе стояли два виртуозных произведения — фортепианные квинтеты С. Франка и Д. Шостаковича. Столь интеллектуальная программа была выбрана Наталией Гутман, которая так объяснила свою идею: «Я давно хотела объединить в одном концерте эти произведения. Сложнейшие квинтеты — романтичный, лиричный Франк и гротескный Шостакович — сочетаются по принципу контраста. Было интересно сыграть с молодыми исполнителями, соединить в одной программе выступления профессоров и студентов. Мне было очень приятно работать и репетировать с ними».

Имя выдающейся виолончелистки Наталии Григорьевны Гутман широко известно во всем мире и не нуждается в специальном представлении. Однако хотелось бы напомнить, что наследница лучших традиций Московской консерватории (ученица Г. Козолуповой, окончила аспирантуру под руководством М. Ростроповича), сегодня проф. Н. Г. Гутман сегодня — Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства (2001), лауреат Международных конкурсов: в Вене (1959), им. Дворжака в Праге (1961); лауреат II Международного конкурса им. Чайковского в Москве (1962); Международного конкурса ARD в Мюнхене (1967), лауреат премий им. Шостаковича (2002) и «Триумф» (2002).

При этом Наталия Гутман остается невероятно демократичным, открытым человеком, огромного трудолюбия и бескорыстия, почти потерянных ныне понятий. Концерт 7 декабря она отыграла бесплатно и с большим интересом побеседовала с нами, поделившись своими мыслями и воспоминаниями.

Наталия Григорьевна, а почему все-таки Вы выбрали именно Франка и Шостаковича?

— Дело в том, что мне самой интересны эти два сочинения. Мы не захотели их комбинировать с чем-то еще. Это — два шедевра камерной музыки, считаю их основными произведениями для этого жанра, не считая квинтета Брамса, конечно, которого играют постоянно, как и Шумана. Франка же играют не так часто, поскольку это очень трудная музыка. В ней сложно найти тот мир чувств, который там заложен автором. Очень интересно делать это с молодыми музыкантами.

Есть ли для Вас какая-то специфика выступления с молодежью?

— К молодым музыкантам я отношусь как к своим коллегам. Мы вместе делаем общее дело. Бывает даже, что я уступаю им в чем-то. Вообще, я стараюсь всегда играть с молодежью, когда это только удается. С удовольствием приезжаю выступить на фестивалях в ансамбле с молодыми.

Ребята, с которыми я играла на концерте 7 декабря, очень талантливые. Считаю, у них большое будущее. В этом концерте также принимала участие и замечательная пианистка, моя подруга еще по годам учебы в ЦМШ, Ирина Михайловна Кандинская. Она сейчас преподает класс камерного ансамбля в консерватории, студенты ее просто обожают и рвутся заниматься к ней в класс.

Считаю, что играть вместе лучше для педагогики. Процесс совместной работы гораздо бульшему учит. Я сама многому научилась многому, играя в ансамбле.

С. Рихтер, например, обожал играть с молодежью. Был такой случай, когда мы с моим мужем (О. Каганом — М. В.) организовали камерный оркестр, чтобы аккомпанировать Рихтеру концерты Баха. Сами кликнули клич и набрали народ. Олег был концертмейстером скрипок, а я — у виолончелей. Это был потрясающий ансамбль. Мы репетировали сначала на квартире у дирижера Николаевского, он тогда жил в 10-метровой комнате в расселенной коммуналке на Арбате. Жильцы дома все разъехались, кроме него. И вот мы репетировали в 7 пустых комнатах, даже по ночам. Жилой оставалась только одна комнатка, где мы дружно общались, пили чай и не только. Золотое было время…

С этой программой (Бахом) мы выступили в БЗК, потом ездили в Ригу и Горький. У меня даже сохранилась фотокарточка с этих поездок, где Рихтера можно принять за нашего ровесника, насколько он был оживленный и безумно молодой в душе.

У Вас очень активная концертная жизнь. Например, ноябрь в Москве был насыщен многими событиями, среди которых фестиваль, посвященный Олегу Кагану.

Да, в ноябре был. Этот фестиваль построен на таких важных понятиях в жизни, как дружба, уважение, память и любовь, о чем, к сожалению, многие сегодня забывают. Всех участников этого фестиваля связывает память об Олеге. Здесь все друг друга знают, и все хотят друг с другом играть. И в этом какой-то свой, особый дух.

Вы сотрудничали с самыми известными нашими современными композиторами. Нельзя ли рассказать об этом.

Сотрудничество исполнителя и композитора дает новое сочинение. Лично я никогда не вмешиваюсь в процесс сочинение. Единственное, о чем я всех попросила — не задумываться об удобстве, писать просто музыку. Не люблю, когда сковывает мысль про эти 4 струны. Например, у Дютийе есть замечательный, красивый концерт. Очень виртуозная музыка, но в ней все «под пальцами», все фантастически удобно. У меня даже сложилось ощущение, что автор специально думал об удобстве исполнения на инструменте. У Альфреда (Шнитке — М. В.) этого нет, ничего не зависит от наших условий, они его не заботили. И он писал абсолютно неиграемые вещи.

Еще довелось общаться с Эдиком Денисовым, которого я тоже очень любила. Он был совершенно другим человеком, чем Альфред. Написал для меня несколько сочинений. К сожалению, его концерт (с фаготом) я так и не исполнила до сих пор, очень мало времени. Писала для меня и Соня Губайдулина. Я играла ее сонату для скрипки и виолончели. А вот Олег еще играл ее концерт, премьеру в Москве, когда Гидон Кремер был уже на Западе и еще не приезжал. Также я была знакома с замечательным композитором Анатолем Виеру, с которым мы очень дружили. Он тоже написал для меня несколько сочинений.

Так что, самые большие наши композиторы доверяли мне свои сочинения, и я рада, что мне довелось соприкасаться с ними.

А как Вы расцениваете сегодняшнюю ситуацию в современной музыке?

Я считаю, что современная музыка у нас вообще игнорируется. Просто необходимо, чтобы эта область развивалась, особенно слушатель. Приведу печальный пример. На фестивале в ноябре мы играли премьеру «Реквиема» В. Сильвестрова. В Большом зале консерватории был аншлаг, но одна вещь поразила меня. Люди, оставшиеся на это произведение, прямо во время игры вставали со своих мест и уходили. Неужели было неясно, о чем будет эта тихая, красивая музыка?! Как так можно, куда делась культура? Я помню с детства, как нельзя было даже пошевелиться на концерте. А сейчас просто безобразие. Это очень показательно. Поэтому важно, чтобы про эту музыку писали, изучали ее, и даже нехотя, приобщались к ней. Ведь искусство сегодняшнего дня также важно, как и все остальное.

С проф.Н. Г. Гутман беседовала М. В. Воинова

Поделиться ссылкой: