Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Новая вершина

№ 2 (1224), март 2004

Ярким событием в музыкальной жизни Москвы стал концерт Камерного хора Московской консерватории из цикла «Пять хоровых вечеров Бориса Тевлина», состоявшийся в Большом зале. Под управлением профессора Бориса Тевлина прозвучал цикл С. Танеева из 12 хоров a cappella для смешанных голосов на слова Я. П. Полонского, ор. 27.

Столь монументальных, серьезных и объединенных в большую композицию светских сочинений для хора до С. И. Танеева не существовало. Став признанной вершиной русского хорового письма, этот цикл крайне редко исполняется целиком из-за своей сложности. Три тетради этого цикла, созданные в 1909 году, посвящены композитором любительскому хору Пречистенских рабочих курсов. В пятиголосных хорах второй тетради, особенно в хоре «Прометей», сконцентрирована едва ли не главная особенность цикла — мощное использование полифонических средств. Тройная пятиголосная фуга с совместной экспозицией, пример непревзойденной полифонической техники С. Танеева, требует такого же высокого мастерства от исполнителей и Камерный хор его продемонстрировал. В третьей тетради композитором очень эффектно реализована идея многохорности, антифонного хорового звучания. Надо отдать должное исполнителям, которые передали всю палитру эмоциональных перевоплощений различных образных сфер.

Важно отметить, что для певцов – участников хора, будущих дирижеров-хормейстеров, практическое знание «Двенадцати хоров», как всего обширного и разнообразного хорового наследия С. И. Танеева, является необходимой составляющей их профессионального багажа. Потому особенно приятно было видеть в зале, помимо умудренных слушательским опытом завсегдатаев Большого зала, много студенческой молодежи из различных музыкальных учебных заведений. Концерт был записан на аудио и видео и можно надеяться, что он обретет долгую жизнь и новых слушателей.

А. Соловьев, аспирант

Оставить коментарий