Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Имени Бориса Тевлина

№ 4 (1315), апрель 2014

В Москве завершился Первый Международный конкурс хоровых дирижеров имени Бориса Тевлина. Он проводился по инициативе кафедры современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории при поддержке Министерства культуры РФ и компании «BP». Приветствуя конкурс, классик отечественной композиторской школы Родион Щедрин отметил: «Выражу надежду, что хоровой конкурс имени Бориса Тевлина поможет выдвижению новых имен хоровых дирижеров. В одаренных квалифицированных деятелях хорового дела наша культура сейчас очень нуждается».

Конкурс, названный в честь крупного музыкального деятеля российской культуры, народного артиста РФ, профессора Б. Г. Тевлина, проводился впервые. Его главная цель – выявить и поддержать одаренных молодых музыкантов, а также поднять престиж профессии хорового дирижера – «одной из наиболее востребованных специальностей в современном исполнительском искусстве», по словам ректора консерватории, профессора А. С. Соколова, открывшего конкурс. И победа в состязании – это лишь первая ступень на пути профессиональ-ного роста, утверждения себя в профессии.

Конкурсы хоровых дирижеров проводятся во многих городах нашей страны и за рубежом, однако именно это мероприятие вызвало огромный интерес со стороны педагогов высших учебных заведений, певцов, хормейстеров, а также любителей хорового пения России. Заявки на участие приходили из Санкт-Петербурга, Москвы, Астрахани, Екатеринбурга, Красноярска, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Саратова, Сургута. Международное музыкальное сообщество также не осталось равнодушным к конкурсу: в Москву приехали зарубежные представители из Вьетнама, Китая, Польши, Швеции, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Украины.

В чем секрет успеха прошедшего мероприятия? Прежде всего, – в личности профессора Тевлина, создавшего свою школу хорового дирижирования и не мыслившего себя без Московской консерватории и руководимых им коллективов. Всю свою жизнь без остатка он посвятил служению отечественному хоровому искусству. «Первое, что характеризовало его, – это постоянное самообразование, – вспоминает В. К. Гневышева, вдова Бориса Григорьевича. – Он часто посещал концерты, независимо от жанров, однако обязательно учитывая качество музыкальных сочинений и исполнителей. Особый интерес вызывало творчество современных композиторов. В исполнительской манере у него на первом месте стоял художественный вкус. Этим он определял и традиционность, и современность трактовки сочинения. Он проповедовал неукоснительное выполнение всех указаний автора, как в партитуре, так и при личном общении с композитором. Борис Григорьевич обладал исключительным музыкальным слухом – абсолютным. Его первоначальное образование как скрипача определило качество звука его хоров. Великолепный строй и особенный, как бы инструментальный ансамбль в партиях и в звучании общего хора». Валерия Константиновна присутствовала на всех турах конкурса. На заключительном концерте финалистов она с большой любовью вручала букеты цветов представителям московской хоровой школы.

Приглашение стать председателем жюри конкурса принял давний друг профессора Б. Г. Тевлина, композитор, чье творчество неразрывно связано с жанром хоровой музыки, наш выдающийся современник – Родион Константинович Щедрин. В состав жюри вошли крупнейшие музыканты: Лев Конторович (Россия), Гульмира Куттыбадамова (Казахстан), Витаутас Мишкинис (Литва), Александр Соловьев (Россия), Анжела Моралес (Коста-Рика), Теодора Павлович (Болгария), Цао Тон И (Китай). Как видно, международное жюри представляло разные исполнительские направления и традиции, что повышало уровень требований к профессионализму молодых музыкантов. Их задачей стало убедить всех своей технической подготовкой и исполнительской концепцией.

Первый и второй тур конкурса заключались в умении исполнить на рояле хоровую партитуру, по жребию – «Пять перепевов», № 4 О. Мессиана или Два хора из «Строф “Евгения Онегина”» Р. Щедрина, а также продирижировать партитуру a cappella в сопровождении фортепиано. Победителем в данной номинации стала Людмила Ерюткина (Москва), отмеченная специальным призом оргкомитета «За лучшее исполнение обязательного сочинения Р. Щедрина».

Третий тур – репетиционная работа с хором. Участники конкурса отмечали, что в нелегких испытаниях им очень помогал высокий профессиональный уровень Камерного хора МГК (художественный руководитель Александр Соловьев). Жюри также не оставило без внимания мастерство пианистов-концертмейстеров: дипломами «Лучшему концертмейстеру» были отмечены Т. Ополинская, Т. Наседкина, М. Двоскина и другие.

17 марта в Большом зале консерватории прошла церемония награждения победителей, после которой состоялся концерт с участием лауреатов, дипломантов конкурса и Камерного хора Московской консерватории, в исполнении которых прозвучали сочинения В. Агафонникова, В. Баркаускаса, С. Губайдулиной, Ю. Евграфова, В. Кикты, А. Шнитке, В. Мишкиниса, Р. Щедрина, входившие в третий тур дирижерских испытаний.

Молодые дирижеры поразили членов жюри высоким уровнем подготовки. Профессор Л. З. Конторович (замещавший заболевшего Р. К. Щедрина) рассказал, что между членами жюри возникали горячие споры, так как каждый участник показал свое профессиональное мастерство, и конкуренция между претендентами на награды была чрезвычайно высокой. В итоге Александра Макарова из Санкт-Петербурга стала лауреатом I премии, Глеб Кардасевич (Москва) – II премии, а Мария Челмакина (Москва) и Ванг Чао (Китай) разделили III премию. Дипломы конкурса получили Юстина Хелминска (Польша), Ольга Власова, Ксения Кулакова и Станислав Майский (Москва).

За время проведения состязаний участники смогли посетить мастер-класс Витаутаса Мишкиниса (Литва), побывать на концертах в залах Московской консерватории, а также познакомиться с коллегами. «Мы все занимаемся одним делом, это знакомство самое ценное, что могут дать конкурсы», – заметила победительница А. Макарова.

До глубины души тронула слушателей Мария Челмакина, хормейстер Камерного хора, исполнявшая хор Щедрина «Да святится имя Твое». В день заключительного концерта название сочинения обрело глубинный смысл, став своего рода символом, особенно когда перед началом выступления она возложила огромный букет красных роз к портрету Бориса Григорьевича Тевлина – человека, осветившего путь многим музыкантам!

Н. В. Кошкарева,
кандидат искусствоведения
Фотографии Дениса Рылова

Оставить коментарий