Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

На мировых орбитах. Оркестр

№ 6 (1253), сентябрь 2007

Cимфонический оркестр Московской консерватории летом принял участие в интереснейшем проекте: знаменитый «Моzarteum» — Университет г. Зальцбурга — пригласил наших музыкантов для исполнения оперы Моцарта «Cosi fan tutte». О возникновении этого проекта и его воплощении в жизнь, завершившимся огромным успехом, рассказывает руководитель нашего оркестра профессор А. А. Левин.

А. Левин и Й. Вальниг (справа) в окружении музыкантов оркестра

А. Левин и Й. Вальниг (справа) в окружении музыкантов оркестра

Спектакль «Cosi fan tutte» существовал в зальцбургской «Моzarteum» уже несколько лет. Руководители оперы приглашали оркестры из разных стран, но каждый раз оставались не удовлетворены уровнем их игры. Познакомившись с работой Московской консерватории, они предложили нам участие в этом проекте. Был проведен конкурс — серьезный отбор (скрипачам обязательно нужно было играть сонату Моцарта), который определил нужную группу исполнителей.

Сроки для подготовки были очень сжатые: конец года, сессия. В оркестре оказались студенты разных курсов и аспиранты, у каждого свое расписание, поэтому было довольно сложно собрать их вместе. Но за несколько репетиций мы успели пройти всю оперу. Мне было очень легко, потому что оркестранты схватывали все буквально на лету.

Г-н Йозеф Вальниг (Josef Wallnig), директор Департамента Музыкального театра «Моzarteum», провел в Москве четыре репетиции. Он замечательный музыкант и очень приятный в общении человек. С первых же дней между ним и участниками оркестра возник тесный контакт, на репетициях царила доброжелательная и дружеская обстановка. «Я не хочу подтягивать русских музыкантов под какие-то наши мерки, наоборот, мне интересно, как они сами чувствуют Моцарта», — говорил Вальниг. С ним приехала Аннелия Галь (Annelie Gahl), скрипачка из «Camerata Salzburg», которая поделилась некоторыми приемами аутентичной игры. Совместная работа доставила всем огромное наслаждение.

В Австрии оркестр пробыл две недели, с 8 по 22 июня. Мы жили в нескольких километрах от Зальцбурга в необыкновенно живописном месте — под красивой скалой, на которую можно подниматься на фуникулере. Нас очень хорошо принимали. Были замечательные условия — прекрасная гостиница, гостеприимные хозяева; не возникало ни языковых, ни человеческих трудностей. В выходные дни часть наших музыкантов ездила в Вену и Мюнхен. Мы были в Музее Моцарта, бродили по городу…

Любопытно, что г-н Вальниг имеет квалификацию гида. Он провел с нами большую прогулку по Зальцбургу, приглашал к себе домой (кстати, он живет в том доме, где жила Констанца, вдова Моцарта, со своим вторым мужем). Наши музыканты побывали также в «Моzarteum» на уроках по разным специальностям — слушали флейтистов, скрипачей, духовиков, присутствовали на зачетах и экзаменах.
Поначалу работа оказалась довольно напряженной: первые два дня мы репетировали утром и вечером. Потом — уже по одной репетиции в день, вплоть до премьерных спектаклей 18, 19 и 21 июня. Вместе с оркестром выступали трое наших соотечественников — москвич и две русские певицы из Риги. Публика реагировала очень чутко, оперный зал наполняла необыкновенно творческая атмосфера. Во время репетиций и на самом спектакле присутствовало много профессоров «Моzarteum», которые тепло отзывались о наших молодых музыкантах. Й. Вальниг сказал, что это одно из самых сильных музыкальных впечатлений его жизни и что такого оркестра у него еще не было. «Нашим оперным оркестрам хорошо бы поучиться у молодых русских музыкантов», — заметил он в устной беседе.

В письме ректору консерватории профессору Т. А. Алиханову г-н Вальниг и директор «Моzarteum» г-н Гутцайт предложили нам новый проект на январь — февраль 2009 года: совместно осуществить новую постановку «Свадьбы Фигаро» (возможно, с дальнейшим гастрольным туром по Австрии и Германии). Это означает — не просто влиться в готовый спектакль, а участвовать в создании нового спектакля!

В письме ректору консерватории профессору Т. А. Алиханову г-н Вальниг предложили нам новый проект на январь — февраль 2009 года: совместно осуществить новую постановку «Свадьбы Фигаро» (возможно, с дальнейшим гастрольным туром по Австрии и Германии). Это означает — не просто влиться в готовый спектакль, а участвовать в создании нового спектакля!

Я чрезвычайно удовлетворен той работой, которую проделали наши ребята. Все они замечательные музыканты. Хотелось бы отметить концертмейстера — аспирантку Елену Солтан, солистов-духовиков: Малику Мухитдинову (флейта), Ольгу Готовцеву (первый гобой), Валентина Урюпина (кларнет), Дмитрия Прокопова (фагот), Наталью Белову (валторна).

У меня как руководителя делегации не было никаких проблем. Удивительный ансамбль сложился не только в профессиональном отношении. Ребята были в высшей степени добросовестны, дисциплинированны и доброжелательны друг к другу. С такими музыкантами можно достичь многого!

Материал подготовила Мария Макарова

Оставить коментарий