Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

БСО играет молодых композиторов

№ 5 (1279), май 2010

Вряд ли существует в нашей стране более опытный коллектив, чем Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского. Основанный еще в 1930 году, он давно считается одним из лучших оркестров мира. Его высокая репутация – результат совместного творчества со многими замечательными дирижерами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений такие композиторы, как Н. Мясковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Б. Чайковский и многие другие. И вот уже более тридцати лет прославленный коллектив возглавляет выдающийся музыкант В. И. Федосеев.

Тем более ценным выглядит вечер, состоявшийся 27 марта 2010 года в Большом зале, когда БСО представил на суд публики программу из произведений пяти молодых композиторов Московской консерватории. Все прозвучавшие сочинения были в свое время их дипломными работами.

Сначала публика услышала Симфонию аспиранта Артема Ананьева. Написанное в 2005 году к юбилею Победы, это одночастное произведение продолжает традиции русских композиторов, обращавшихся к программной музыке, в частности к военной тематике. Название следующей пьесы Анны Ромашковой – «Inspiro» (2009) – переводится как «Вдох». Идея вдохов и выдохов воплотилась здесь в цепь звуковых импульсов и затуханий, в тонкую игру тембров. Завершил первое отделение масштабный Концерт для скрипки с оркестром Кузьмы Бодрова (2003). Лирико-драматический по настроению опус посвящен Никите Борисоглебскому, талантливому скрипачу, с которым автора связывает многолетняя дружба и который, естественно, исполнял его и в этот вечер.

В начале второго отделения артистично прозвучал и другой Концерт – для виолончели с оркестром (2006) Александра Кузнецова. Солировал яркий Глеб Павловский. Сочинение подкупает органичной связью нового, остро звучащего современного материала и классических форм, знаменного распева, полифонии (третья часть концерта – Cadenza quasi Fuga). Тонкая оркестровая миниатюра «Silentium» Марины Хорьковой (2005), которая переводится как «Безмолвие» или «Молчание», завершила вечер.

Внушает симпатию и уважение тот факт, что руководство БСО доверило проведение концерта также молодому музыканту – Роману Белышеву, бывшему выпускнику Московской консерватории, ученику Г. Н. Рождественского. Отрадно, что основным ядром своего симфонического репертуара молодой дирижер считает именно современную музыку.

«Московская консерватория и композиторский факультет бесконечно благодарны руководителю маститого оркестра за внимание к музыке начинающих авторов, которое уже становится традицией», – подчеркивает декан композиторского факультета проф. А. А. Кобляков. Будем надеяться, что не за горами очередной концерт, в котором прославленный БСО будет снова исполнять сочинения молодых композиторов.

Анна Поспелова,
студентка III курса КФ

Оставить коментарий