Незашоренный взгляд
№ 5 (1279), май 2010
6 апреля, в день рождения Э. Денисова, в 35-м композиторском классе им. Н. Я. Мясковского собрались гости. В их присутствии на стене рядом с портретами мэтров московской композиторской школы появились два новых: слева от Д. Д. Шостаковича разместился Э. В. Денисов, справа, симметрично – А. Г. Шнитке. «Это не просто симметрия, – заметил ректор консерватории проф. А. С. Соколов, – это такое соотношение судеб и творческих свершений, которое заставляет размышлять. То, что сегодня в классе появились новые портреты, – событие не только нашей внутренней жизни».
Пополнение «портретной галереи» переросло в цепь воспоминаний:
— Я считаю, что эта презентация – справедливое событие. Ни Шнитке, ни Денисов не вели курс композиции, но учить композиции без курса инструментовки для современного композитора просто невозможно. И они занимались со всеми желающими… (проф. Г. В. Григорьева)
— Помню, как передавали друг другу, где исполняется музыка Денисова и Шнитке, – и все ехали туда. И вот теперь эти портреты заняли свое достойное место… (проф. К. В. Зенкин)
— Я здороваюсь с каждым из этих для меня живых людей: здесь мои учителя, сверстники, для меня это свидание с моими коллегами. В этом классе я и с Денисовым и Шнитке бывал вместе. Сейчас, когда они признанные «классики», хочется, чтобы студенты их знали… (проф. Р. С. Леденев)
— Это – «зримые ориентиры», которые задают планку молодым… (проф. А. А. Кобляков)
— Мне довелось общаться и с Денисовым, и с Шнитке – как студентом, так и в Союзе композиторов. Многие, занимавшиеся у других, говорят, что учились и у Шнитке, и у Денисова… Они прожили очень бурную музыкально-общественную жизнь, она оставила богатейший след… (О. Б. Галахов, председатель правления СК Москвы)
— Альфред Гарриевич меня очень поддерживал. Я ему показал привезенные из фольклорной экспедиции песни с острыми каденциями – так он их использовал в споре с С. С. Григорьевым в своей статье в «Советской музыке», говоря, что надо писать остро, современно… (проф. В. М. Щуров)
— Да, это были рыцари своего дела, они вносили в жизнь молодых композиторов какую-то изюминку. Они не преподавали на кафедре сочинения, но рецензировали произведения всех, кто просил помощи. Мой диплом просматривал Денисов, очень тактично дал ряд полезных советов. Шнитке был больше сосредоточен сам в себе, Денисов – наоборот: поражал его темперамент общественника… (проф. В. Г. Агафонников)
— Они преподносили незашоренный взгляд – композиторский подход, который побуждал к домысливанию. Сегодня много делается для осмысления их творчества: появилась целая серия сборников о Шнитке, печатаются материалы конференций по творчеству Денисова. Это бездонная тема… (проф. А. С. Соколов)
Собкор «РМ»