Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Полна чудес могучая природа!»

№ 8 (1230), декабрь 2004

14 ноября в Малом зале в рамках лектория Университета культуры прозвучали вокальные сцены из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (под рояль). Подобные встречи отличает теплая атмосфера, тон которой задает вступительное слово лектора. К органичному восприятию музыкального мира «весенней сказки» Римского-Корсакова слушателей готовила Екатерина Лозбенёва, студентка IV курса ИТФ. Наряду со студентами вокального факультета выступали и солисты Оперного театра МГК.

Режиссер постановки доцент И. И. Силантьева представила первый этап реализации своей работы «Снегурочка»: Мистерия в русском оперном искусстве», поддержку которому оказал Комитет по культуре Москвы (в рамках проекта «Открытая сцена»). В сущности, в концерте-композиции уже обозначилась будущая форма мистериального действа, или, по выражению Бориса Асафьева, «действа о весне». Думается, такое видение режиссера наиболее точно соответствует композиторскому замыслу. По словам Ирины Игоревны, это лишь «проба пера», своего рода «эскизы» к грядущей постановке «Снегурочки».

Несмотря на скромность декорационного решения, зрелище было ярким благодаря пышным костюмам. Накануне выступления помощник режиссера Ю. Г. Клименко привез очередную партию костюмов, подаренных Московской консерватории Большим театром. Студенты признались, что костюм весьма способствует достижению особого сценического самочувствия, помогает перевоплощению.

За право участвовать в представлении молодые исполнители соревновались, в результате чего на сцене пели лучшие. Интересной и полезной показалась режиссерская идея сопоставления разных исполнительских трактовок некоторых ролей в пределах одного выступления, а именно партий Купавы и Мизгиря — персонажей, которые вовлечены в эпицентр лирико-драматической линии оперы. Обе Купавы — Евгения Кузнецова (класс проф. И. И. Масленниковой) и Наталья Осадчая (солистка оперного театра МГК) стремились передать тонкие нюансы душевных состояний — отчаяния, горечи, обиды, негодования. Партия Мизгиря более удачно прозвучала в исполнении Дмитрия Галихина (солиста оперного театра МГК), крупными штрихами передавшего страстность натуры своего героя. Мизгирь же в интерпретации Дмитрия Боброва (класс доц. А. П. Мартынова) показался более сдержанным в эмоциональном плане, хотя приятно отметить прекрасный бархатный тембр баритона, выразительную пластику, точный жест, острую партнерскую реакцию.

Образ Снегурочки, созданный Алиной Френк (класс асс. И. В. Ромишевской), покорил чистотой и искренностью, которые нашли органичное воплощение в облике и голосе талантливой студентки. Прекрасным пастухом, завораживающим пением саму природу, предстал Лель в исполнении Александры Ковалевич (класс проф. И. И. Масленниковой). Концерт драматургически точно закончился третьей песней Леля «Туча со громом сговаривалась» о вечном весеннем обновлении мира и человека в любви. Партию Берендея исполнил Валерий Пожитных (солист оперного театра МГК), кульминацией образа, естественно, осталась каватина мудрого царя «Полна, полна чудес могучая природа». Партии Бермяты и Мороза в исполнении студентов Григория Соловьева (класс доц. Б. Н. Кудрявцева) и Андрея Архипова (класс проф. П. И. Скусниченко) прозвучали довольно убедительно и показали владение чувством сценической правды. Наконец, образ Весны — Марины Никифоровой (класс проф. Л. А. Никитиной), олицетворяющий теплую природную стихию, был решен именно в мистическом ключе: исполнительница пела фрагмент Пролога, скрытая за прозрачной пеленой ширмы, словно будучи не в силах противостоять холодным силам Мороза.

Слушатели по достоинству оценили великолепную игру концертмейстера Светланы Лисиной, пытавшейся воссоздать оркестровое звучание, над которым для будущей постановки трудится ее музыкальный руководитель и дирижер проф. П. Б. Ландо.

Поистине, «полна чудес могучая природа». Хочется лишь надеяться, что эта большая творческая работа всего коллектива найдет в дальнейшем достойное внимание и поддержку не только у постоянной аудитории подобных собраний, но и у студентов и педагогов консерватории.

Екатерина Иванова, аспирантка

Поделиться ссылкой: