Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Любое мастерство бесполезно, если душа пуста…»

№ 3 (1225), апрель 2004

ЭДИСОН ДЕНИСОВ. К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

6 апреля 2004 года Московская консерватория отметила 75-летие выдающегося русского композитора Эдисона Васильевича Денисова. Приуроченная этому памятному событию программа была достаточно насыщенной и разнообразной, несмотря на внешнюю скромность юбилейных торжеств, впрочем, и не претендующих на фестивальный пафос. Музыкальный венок Эдисону Васильевичу элегантно и с необычайным почтением возложили его коллеги, друзья, ученики, исследователи творчества композитора – все, кому по-прежнему дорого имя этого человека.

Сначала состоялся концерт 2 апреля в Рахманиновском зале консерватории, посвященный творчеству Эдисона Денисова и подготовленный кафедрой камерного ансамбля и квартета Московской консерватории. Были представлены разнообразные камерные составы. Звучали и рояль соло – Багатели, семь пьес для фортепиано (К. Маслюк); и дуэты – Три пьесы для виолончели и фортепиано (К. Фетисов, С. Розман), Соната для скрипки и фортепиано (С. Широков, А. Мухитдинова); и трио – Ода для кларнета, фортепиано и ударных (исполнители Е. Варавко – кларнет, И. Горский – фортепиано, А. Винницкий – ударные).

В представлении некоторых сочинений участвовали их первые исполнители. Так, Вариации на тему Ф. Шуберта прозвучали в составе дуэта виолончели (народный артист России, профессор А. Рудин, которому посвящено сочинение) и фортепиано (засл. артист России, профессор В. Сканави). В Квинтете для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, прозвучавшем в исполнении «Моцарт-квартета», партию фортепиано (как и на премьере в Москве в 1989 году) исполнил народный артист России, профессор Т. Алиханов. Кстати, на концерте 6 апреля в Малом зале консерватории, некоторые сочинения также прозвучали в «аутентичном» исполнении. Например, вокальный диптих «На снежном костре» на стихи А. Блока исполнили народный артист России А. Мартынов (тенор) и А. Константиниди (фортепиано). А в Струнном трио (П. Бобровский – скрипка, О. Бугаев – виолончель) на альте играл засл. артист России, профессор А. Бобровский, участвовавший и в мировой премьере сочинения в 1969 году.

На концерте в Малом зале прозвучали две Сонаты Э. Денисова – для саксофона и фортепиано (А. Демьянченко, Н. Баркалая) и для кларнета соло (М. Безносов), а также знаменитый Канон памяти Стравинского (Е. Махов – флейта, А. Терехов – кларнет и О. Зайцева – арфа).

В новом амплуа выступил солист Ансамбля солистов «Студия Новой музыки», пианист Михаил Дубов. На сей раз, он исполнил партию органа в трио Э. Денисова In Deo speravit cor meum со своими коллегами по ансамблю «Студия Новой музыки» (М. Ходина – скрипка, А. Рейн – гитара). Сочинение было написано в 1984 году для баховского фестиваля в городе Кассель, в Германии.

Блистательным и символичным финалом юбилейного концерта стало исполнение опуса, поворотного для Денисова и всего российского послевоенного авангарда – кантаты Солнце инков для сопрано и ансамбля на стихи Г. Мистраль. Произведение прозвучало в интерпретации Ансамбля солистов «Студия Новой музыки» (дирижер – засл. артист России, профессор И. Дронов, солистка – С. Бойченко).

Слушатели, пришедшие в консерваторию на концерты 2 и 6 апреля, имели возможность не только получить удовольствие от высоко художественного и стильного исполнения музыки Э. Денисова, но и поближе познакомиться с прозвучавшими сочинениями, больше узнать о них. В буклетах, подготовленных Концертным сектором Московской консерватории (редактор-составитель – М. Д. Соколова) были представлены авторские комментарии и высказывания Денисова о своей музыке, дана исчерпывающая информация о премьерах (первых исполнителях, датах и месте исполнения).

О Денисове-педагоге и композиторе, чья музыка шагнула вместе с нами в третье тысячелетие, говорили в день его рождения в Конференц-зале консерватории на творческой встрече «Эдисон Денисов в XXI веке». В качестве организатора и ведущей мемориального собрания выступила профессор кафедры теории музыки Московской консерватории В. С. Ценова, благодаря которой оказалось возможным событие подобного уровня. Надо сказать, что собрать вместе столько известных музыкантов было далеко не просто. В жанре круглого стола прозвучали разнообразные доклады и выступления композиторов – друзей, коллег и учеников Э. В. Денисова различных поколений, а также исследователей его творчества.

По-особому свежо звучала речь композиторов, которые очень интересно и неформально рассказывали о своих встречах с Э. Денисовым. Вспоминали о годах учебы и совместной работы, профессиональном и дружеском общении – обо всем, что составляло его творческий и человеческий облик. Каждый из участников встречи стремился поделиться своими собственными впечатлениями и мыслями. Так, профессор кафедры композиции Р. С. Леденев и друг Денисова еще со студенческой скамьи, говорил об ощущении денисовской музыки в XXI веке, о ее новом восприятии в современном музыкальном пространстве. В. Екимовский, унаследовавший от Денисова руководство Ассоциацией современной музыки, созданной в 1990 году, вспоминал, как Эдисон Васильевич помогал молодым композиторам протаранить «окно в Европу», стать известными и исполняемыми на Западе. А первый «официальный» ученик Э. Денисова (единственный, окончивший аспирантуру в его консерваторском классе) Ю. Каспаров, также подчеркнул важнейшую роль Денисова-лидера в продвижении музыки наших композиторов по всему миру.

В музыковедческий блок вошли выступления профессора Г. В. Григорьевой (об опере Шуберта-Денисова Лазарь, или Торжество Воскрешения), доцента М. И. Катунян (об эксклюзивном издании Пения птиц), профессора В. С. Ценовой о новых находках в денисовском архиве (в частности, рукописей некоторых устных выступлений, сценической музыки и песнях), Р. Фархадова (о Повестях Белкина). Также выступили молодые музыковеды, занимающиеся творчеством Э. Денисова в своих диссертациях, – аспирантка РАМ им. Гнесиных О. Веришко и соискатель Московской консерватории И. Новичкова.

Коллеги и ученики Эдисона Васильевича поделились не только своими личными воспоминаниями (как И. Кефалиди и С. Павленко), но и коснулись проблем, вызывающих тревогу у современных музыкантов. Например, А. Вустин рассказал о трудной судьбе изданий партитур Э. Денисова в России. Некоторые (в частности, Ф. Караев и А. Сафронов), выразили беспокойство за судьбу денисовской школы и нового музыкального искусства в России и за ее пределами. Было отмечено, что для отечественных композиторов потеря такой фигуры, как Денисов, трагична не только в человеческом плане, но и в глобальном, художественно-эстетическом масштабе. Современная отечественная музыка после Денисова еще не обрела новые творческие ориентиры, свой пульсирующий вектор.

Итог встречи подвел профессор В. Г. Тарнопольский, который суммировал сказанное о своём учителе и его школе, значении личности и творчества Э. В. Денисова для отечественной музыкальной культуры.

Помимо двух концертов и конференции к юбилею Э. В. Денисова также была открыта выставка в амфитеатре Большого зала консерватории, подготовленная по инициативе музея им. Н. Г. Рубинштейна в Московской консерватории. В ее экспозицию вошли уникальные фотографии и документы о жизни композитора, рукописи сочинений, книги о его творчестве.

Заключительным аккордом юбилейного дня стал показ по телеканалу «Культура» первого и единственного пока в России документального фильма о композиторе «Эдисон Денисов. Преодоление жизни» (ВГТРК «Культура», Санкт-Петербург, режиссёр Зоя Беляева). Съемки картины закончились незадолго до юбилея.

Хочется верить, что интерес к творчеству и личности Эдисона Васильевича Денисова никогда не угаснет, как и естественное стремление к подлинным идеалам в музыке – гармонии, свету, красоте. Именно они оказались важнейшими для внутреннего мира и самого композитора, и для всей Новой музыки в целом, которая без Денисова, возможно, была бы совершенно и непоправимо иной.

Марина Воинова

Оставить коментарий