Ужель та самая Татьяна?
№ 3 (1225), апрель 2004
«Я писал эту оперу для консерватории …
она написана искренно,
и на эту искренность я возлагаю все мои надежды».
П. И. Чайковский (1879)
125 лет жизни спектакля – много или мало? «Евгений Онегин», рассказ о вечных страстях человеческих, будет молод долго, сколь долго молодые голоса и души будут оживлять эту чудесную оперу. Чайковский написал ее в надежде, что исполнителям окажется столько же лет, сколько и персонажам. 17 марта 1879 года, 125 лет назад, на сцене Малого театра, началась творческая жизнь шедевра русской классики. Играли и пели студенты Московской консерватории, дирижировал Николай Рубинштейн. В честь замечательного юбилея, 17 марта (день в день!) в Большом зале Консерватории снова звучал «Евгений Онегин» в исполнении сегодняшних студентов вокального факультета. Связь времен обрела ощутимое художественное воплощение. Пройдет еще 5, 25, 50 лет, и новые исполнители захотят узнать: каким был этот спектакль. А что сохранит впечатления лучше, чем живое слово участников? И я улучил момент на пороге перехода из мира игры в мир реальности:
Наталья Иванова (Ларина): Это было феерично! Евгений Яковлевич Рацер многое делает для студентов, для оперной студии – спасибо ему!.. Моя Ларина очень много мне дала: я открыла в ней себя, начала находить себя как вокалистка…
Наталья Петрожицкая (Татьяна): Великолепно! Один из лучших моих спектаклей!.. Хотя совершенно новый состав, и ребята волновались, но собрались и очень хорошо себя показали
Анна Викторова (Ольга): Сегодня был мой первый выход в этом спектакле. Все, что нужно было, я сделала, правда, слова забыла в одном месте, но не ругали… Мне понравилось работать с дирижером и режиссером: они правильно всё понимают и очень помогли. «Моим» понравилось, говорят: дивная атмосфера, все соответствуют своему возрасту. У меня от произошедшего радостное ощущение – как будто летала!..
Екатерина Макарова (Няня): Очень приятно участвовать в таком составе, я пою партию Няни с первого курса; очень интересно работать все время с новыми партнерами – роль по-новому высвечивается. Если рассказать о своем образном состоянии, то оно в двух словах: «гармония и покой». Мне нравится, что постановка выдержана традиционно, на таком материале хорошо учиться. Роль помогла мне ощутить себя в классическом произведении.
Евгений Кунгуров (Онегин): Спектакль прошел замечательно! Хотя очень тяжело было петь не в голосовом плане, а в психологическом: когда рядом с твоей фамилией на программке великие имена, ощущаешь себя частичкой истории. Чувствовал себя Онегиным и партнеры всё отыгрывали.
Олег Долгов (Ленский): Все прошло на одном дыхании. Впечатления самые благоприятные. Хорошие партнеры, дирижер, режиссер… Не первый мой спектакль, поэтому есть кое-какие наработки, свободнее себя чувствовал, Музыка, трактовка более понятна, взаимопонимание с дирижером полнее… Страх был, перешел в волнение… Сделал то, что надо было и свое привнес. В целом, очень неплохой спектакль. Я доволен.
Петр Новиков (Гремин): Я получил огромное удовольствие. Собрался очень сильный состав. Потенциал мощный. Несказанно рад, что удалось попасть в спектакль (10 дней назад утвердили на партию). Публика тепло принимала, это очень приятно. Для меня эта роль серьезный шаг, переломный момент. Я загадал: если справлюсь, то всё у меня дальше получится!.. Старался не суетиться. Страха не было, наоборот – ощущение радости, даже торжества…
Василий Ефимов (Трике): Хороший спектакль. Неожиданно для сегодняшнего дня бодрый, свежий, живой!.. Странно читать свое имя рядом с именами великими, на многих из них много лет держалась оперная сцена. Редко такой опыт может представиться… Хулиганить не хотелось. Все прошло естественно. Когда я выхожу на сцену, я чувствую себя Трике…
Григорий Соловьев (Зарецкий): Юбилей удался. Из всех составов этот, я считаю, самый удачный. Все были на высоте. Слушалось на одном дыхании. Спектакль производит удивительно целостное впечатление.
Юрий Карсаков (Ротный): Прекрасный дирижер! Замечательный режиссер! Мне нравится с ними работать. Красивый спектакль!..
Картина была бы неполной без мнения создателей спектакля – дирижера Е. Я. Рацера; режиссера Н. И. Кузнецова; хормейстера В. В. Полеха; балетмейстера Т. К. Петровой:
Проф. Е. Я. Рацер: Попытка оценить уже состоявшийся оперный спектакль, которым ты сам дирижировал, – задача довольно непростая, неизбежно сопряженная с риском оказаться человеком недостаточно скромным.
Представляется все же, что если опираться, в первую очередь, не на бурные аплодисменты зала, а на то, как внимательно зал слушал, то можно считать, что спектакль, в целом, получился и может рассматриваться как творческая удача всего постановочного коллектива.
Радует, что все – вокалисты и оркестранты – не просто пели и играли, но старались раскрыть и показать определенные драматические события. Ведь опера и есть род музыки, смысл, идея которого раскрываются именно в музыкально-сценическом действии.
Я надеюсь, что прекрасная музыка «Евгения Онегина» будет и впредь воспитывать наших молодых исполнителей в атмосфере любви к Чайковскому, Пушкину, русскому оперному искусству.
Проф. Н. И. Кузнецов: Мне хотелось бы отметить, что студенты наконец-то поняли, что основой творчества является нюанс. Они сумели воплотить найденное во время репетиционного процесса. Самое дорогое, что в результате возникла целостность спектакля.
Проф. В. В. Полех: У меня около 120 «Онегиных» за 30 лет… Этот один из лучших. Мастерская работа дирижера с певцами, особенно в ансамблях. Приятное впечатление оставили свежие, хорошие голоса солистов: Гремин, Ленский…
Т. К. Петрова: Хороший, живой спектакль. Мизансцены подвижны, читаются, танцевальные номера выполнены успешно. Не было схематичности в героях, они «очеловечились». Спектакль выгодно отличается от предшествующих живостью и законченностью движений.
На спектаклях Оперного театра неизменно присутствуют руководители учебного и постановочного процессов, которые тоже высказались по поводу юбилейного события…
Проф. П. И. Скусниченко, зав. кафедрой сольного пения, декан вокального факультета: Очень хороший состав, высокий, профессиональный уровень. Прекрасные Онегин, Ленский, Татьяна, Ольга… Первый курс отлично танцевал. Главное, в нашей консерватории до сих пор существует «Евгений Онегин», и это – живой спектакль!
Проф. А. Н. Якупов, художественный руководитель Оперного театра Московской консерватории: Театру и дирижеру удалось создать очень стройную и академическую работу, которая восхищает прежде всего совершенством форм, логичностью, выстроенностью музыкальной мысли, если хотите, архитектуры спектакля. Я поздравляю Евгения Яковлевича и всю труппу с этой блистательной работой. Уверен, что для молодых дирижеров он был настоящей школой мастерства.
Проф. В. Ф. Жданов, зав. кафедрой оперной подготовки: 125 лет звучит в стенах Московской консерватории душа Чайковского в образах Пушкина. Опера стала живительной силой, первой любовью к оперной партии, надеждой стать мировой звездой, верой в собственные творческие силы и в педагогов, творящих судьбы исполнителей.
Материал подготовил Ю. Г. Клименко,
канд. искусствоведения