Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«RED, WHITE AND BLUES»

№ 5 (1212), октябрь 2002

В последнее время на сцене любимого москвичами Рахманиновского зала часто звучала американская музыка. Но 12 июля 2002 года в момент концертного затишья состоялся необычный концерт — кабаре-шоу Бостонского музыкального театра. Американская популярная музыка из бродвейских шоу в некоторой степени известна нашей публике. Но нам была представлена богатая панорама популярной музыки ХIХ–ХХ веков.

Традиция шоу в США восходит к началу ХIХ века — менестельному театру и его главному представителю Стивену Фостеру (1826–1864). Мелодии Фостера хорошо знакомы и очень любимы американцами. Зачастую многие считают мелодии Фостера народными песнями. Спектакли менестрелей были популярны вплоть до начала ХХ века и под впечатлением одного из них, выступавшего на гастролях в Париже в 1915 году, Дебюсси написал прелюдию «Менестрели».

Многие композиторы академического направления обращались к этой традиции. И прежде всего Чарльз Айвз (1974–1954), который с огромным уважением относился к наследию «отцов». Именно, на основе менестрельного театра на рубеже веков возникли музыкальные комедии, шоу, кабаре и мюзиклы, получившие признание и в США, и за рубежом.

Название концерта кабаре-шоу «Красное, белое и блюзовое» связано с тремя направлениями американской популярной музыки. «Красное» символизирует патриотическую музыку от С. Фостера до Ч. Айвза. «Белое» обобщает многообразные направления Бродвейской эстрады от его истоков до наших дней. «Блюзовое» — это блюз и джаз, представленные в данном концерте такими яркими мастерами культуры, как Дюк Эллингтон, Фэтс Уоллер и Дейв Брубек. Популярная музыка ХХ века, прозвучавшая в тот вечер, включала песни И. Берлина, Д. Гершвина, Ф. Лоу, К. Портера, С. Сондхайма, Л. Бернстайна, У. Болкома и др.

Основателем, художественным руководителем и продюсером Бостонского музыкального театра (1976) является Шарлотта Кауфман, профессор Новоанглийской консерватории в Бостоне, клавесинистка, редактор камерных опер, знаток американской музыки периода Гражданской войны (ХIХ в.) и Бродвейской эстрады ХХ века.

В концерте приняли участие Джейн Уэст (сопрано), которая выступает помимо БМТ с ведущими симфоническими оркестрами США — Филадельфийским, Бостонским, Национальным симфоническим; Дэвид Рипли (бас-баритон), руководитель оперной студии в университете штата Нью-Хэмпшир; Майкл Страус — пианист и дирижер, руководитель оперных программ в Бостонской и Новоанглийской консерваториях; Рич Эпплмэн — контрабасист, заведующий кафедрой контрабаса в музыкальном колледже Беркли в Бостоне; Бертрам Леманн — исполнитель на ударных инструментах, профессор музыки в том же колледже (Беркли).

Московская публика с огромным энтузиазмом приняла это шоу. Непринужденная обстановка сопровождала весь концерт. Каждый номер преподносился как театральная сцена с пением, танцем и разговорными интермедиями, когда солисты обращались с вопросами к слушателям, часто выходя со сцены в зал для непосредственного общения с аудиторией. Необычайное обаяние, богатая исполнительская палитра и актерское мастерство американцев очаровали нашу публику. Большим сюрпризом стало и выступление посла США г-на А. Вершбоу на ударных инструментах. Закончился концерт исполнением «на бис» пьесы Д.Гершвина «Любовь навсегда». Восторгу публики не было предела, и все испытывали одно желание — увидеть эту труппу еще раз в Москве.

Доцент С. Ю. Сигида

На снимке: Д. Уэст и Д. Рипли, на ударных — А. Вершбоу

Поделиться ссылкой:

Оставить коментарий