Прекрасное лицо консерватории
№ 5 (1212), октябрь 2002
10 сентября 2002 года Консерватория чествовала доктора искусствоведения, профессора Инну Алексеевну Барсову. Вспоминая этот день, видишь прежде всего лицо Инны Алексеевны, принимающей поздравления от своих друзей, коллег, учеников,— лицо, исполненное радости и тепла.
С 1954 года (а это значит — вот уже почти полвека!) Инна Алексеевна преподает в Московской консерватории. Ведет класс чтения партитур, курсы истории нотации и оркестровых стилей — сначала на кафедре инструментовки, теперь на кафедре теории музыки, принимает участие в работе других кафедр. Но имя И. А. Барсовой хорошо известно далеко за пределами консерватории благодаря ее ученикам (музыковедам, дирижерам, композиторам, работающим в разных городах России и за рубежом), благодаря ее многочисленным выступлениям и публикациям.
На конференции, которой началась программа дня, с приветствиями и поздравлениями выступили проректор по научной и творческой работе Е. Г. Сорокина, заведующий кафедрой истории зарубежной музыки М. А. Сапонов, коллега Инны Алексеевны по курсу истории нотации Р. Л. Поспелова. От сектора музыки Государственного института искусствознания Инну Алексеевну поздравляли С. К. Лащенко и Л. З. Корабельникова, от журнала «Музыкальная академия» — главный редактор Ю. С. Корев, от Нижегородской консерватории — Т. Н. Левая. О научной деятельности И. А. Барсовой говорила в своем докладе «Мастер чтения» Е. М. Царева. Далее прозвучали доклады, которые соприкасались с важнейшими областями научной деятельности И. А. Барсовой: «Малер среди солдат» (Герта Блаукопф), «Альбан Берг и его кумиры» (Ю. С. Векслер), «Метафизика детского в творчестве Шостаковича» (В. Б. Валькова).
Конференция называлась «Оркестр» — так же, как и сборник статей в честь И. А. Барсовой, который успел выйти в срок (!), тираж привезли в консерваторию утром 10 октября. Это название дано было сборнику лишь в качестве метафоры, обнимающей собой многогранную деятельность юбиляра и многочисленность тех, кто хотел поздравить Инну Алексеевну и преподнести ей плоды своего труда. Голоса друзей донеслись сюда со всего мира: Москва, Петербург, Нижний Новгород, Иерусалим, Кембридж, Вена, Калифорния, Базель, Канны… Может быть, особое внимание читателей привлечет публикация, подготовленная аспиранткой И. А. Барсовой Олесей Бобрик — «Инна Алексеевна Барсова рассказывает». Мы слышим живую и естественную интонацию человека, вспоминающего многотрудную и увлекательную жизнь, наполненную интересом и любовью к людям, искусству, природе. «…Золотая осень стояла, фантастическая совершенно. Мы ехали долго. Потрясающе»,— вот как Инна Алексеевна описывает самое сильное впечатление детства — возвращение из эвакуации, в открытом товарном вагоне…
Основная программа праздничного дня завершилась концертом, который открыл ректор консерватории А. С. Соколов, а затем в исполнении С. И. Савенко и А. Б. Любимова прозвучал пушкинский романс В. Сильвестрова «Пью за здравие Мери». Это был эпиграф, как нельзя лучше подобающий торжественному и вместе с тем пронизанному лирической нотой настроению собравшихся. А потом звучала музыка и комментарии исполнителей (к названным выше присоединились Е. Г. Сорокина и А. Г. Бахчиев). Все они выбрали на этот раз музыку Вены — города, который постоянно притягивает к себе И. А. Барсову. Моцарт, Шуберт, Малер, Веберн непринужденно встретились в программе концерта. Еще в нем встретились молодость и зрелость — качества, в столь пленительном сочетании присущие всему, что делает сама И. А. Барсова. Рядом с сонатой Моцарта для фортепиано в четыре руки, сочиненной едва научившимся записывать ноты ребенком, — песни Малера, одна из вершин его художественного и человеческого опыта (С. Савенко выучила их специально для юбилейного концерта). Собственно и сама Инна Алексеевна отвечала на поздравления музыкой. Когда она обращалась к нам, слушателям и участникам конференции, то вдруг призналась, что первым в ее жизни сильным музыкальным увлечением была музыка Грига, и исполнила для нас его пьесу «Благодарность».
Потом была еще встреча в более тесном кругу друзей. Инна Алексеевна была столь же приветлива и лучезарна, как и в начале этого знаменательного дня. Завершим воспоминание о нем словами А. Вустина, звучащими в «Оркестре»: «Инна Алексеевна Барсова являет собой лучшие качества интеллигентного человека наших дней, сочетая ум, простоту, обаяние с бескорыстным служением культуре… Она — душа и совесть нашей Московской консерватории, ее прекрасное лицо».
Даниил Петров