Осеннее преображение
№7 (1381), октябрь 2021 года
В череде событий к 155-летию Московской консерватории яркой акцией стал XVII Осенний хоровой фестиваль имени Б.Г. Тевлина. Уже сама цифра вызвала особые чувства – такие проекты-«долгожители» нечасто встречаются в нашей концертной жизни, и уже сам факт столь длительного существования является оценкой значимости и авторитетности фестиваля. В этом году он прошел под знаком 90-летия со дня рождения его основателя, народного артиста России, профессора Бориса Григорьевича Тевлина.
К концерту-открытию приурочили мемориальную выставку (сделанную силами Архива МГК), которая была развернута в фойе партера Большого зала Консерватории. И в антракте многие зрители не рванули в буфет, а пришли к стендам, чтобы послушать воспоминания и дискуссии о выдающемся музыканте и о той эпохе (вторая половина XX – начало XXI века), когда разворачивалась его деятельность. На фото с юбиляром: Валерий Гергиев, Мстислав Ростропович, Родион Щедрин, Майя Плисецкая, Александр Чайковский… Практически все великие артисты этого времени дружили, выступали, посвящали Тевлину свою музыку. Об этом рассказали художественный руководитель Фестиваля и преемник на посту главы Камерного хора Московской консерватории, профессор Александр Соловьёв, декан дирижерского факультета профессор Алексей Рудневский, композитор Ефрем Подгайц.
Многие авторитетные музыканты начинали свою карьеру с пения в хоре у Б.Г. Тевлина, как это было с Львом Конторовичем – ныне заведующим кафедрой хорового дирижирования МГК и руководителем коллектива «Мастера хорового пения». Именно им выпала честь дать старт Фестивалю в БЗК с программой, символично посвященной творчеству композиторов – выпускников Московской консерватории.
Л. Конторович выстроил музыкальный дискурс по хронологии, от С. Танеева, С. Рахманинова – к авторам советского времени (А. Флярковский, Р. Бойко, А. Шнитке), а затем и к нашим современникам – Р. Щедрину, В. Рубину, В. Агафонникову, В. Кикте, Е. Подгайцу. Сложность такого калейдоскопа в том, чтобы показать индивидуальность каждого автора, его образный мир. И хору под управлением Л. Конторовича это прекрасно удалось. Особо отметим интерпретации хора «Парус» В. Рубина, прозвучавшего как красочная поэма, композиций В. Кикты и, конечно, «К вам, павшие» Р. Щедрина, трактованного как погребальная молитва, обращенная персонально к каждому слушателю.
Преобладание музыки авторов наших дней стало отличительной чертой этого фестиваля, что также связано с личностью Б.Г. Тевлина, который в 2011 году инициировал создание отдельной кафедры современного хорового исполнительского искусства. Программы, подготовленные коллективами, показали, насколько интересен, разнообразен в стилистическом отношении мир современной музыки. Саратовский театр хоровой музыки под управлением Людмилы Лицовой обратил на себя внимание качеством и колоритом звучания – светлым, легким, но вместе с тем богатым на агогические нюансы. Отдав дань уже ушедшим композиторам – Р. Леденёву, Ю. Фалику, Д. Кривицкому – коллектив с азартом взялся за ноты, написанные в XXI веке. Разные техники, фактурные приемы, представленные в сочинениях С. Екимова, С. Нестеровой, Р. Имамутдинова, были не просто освоены, а осознаны, и потому новый язык оказался понятен и интересен и певцам, и публике.
Сергей Екимов не только фигурировал в фестивальных программах как автор музыки, но и сам принял участие как хоровой дирижер. Это отнюдь не первый приезд музыканта в Москву, но в этот раз – дебют в качестве художественного руководителя Хора студентов Санкт-Петербургской консерватории. Молодые артисты уверенно вступили на новую для них репертуарную территорию и показали, что она им по силам. Эффектно был исполнен сокровенный Хорал К. Бодрова, которым С. Екимов дирижировал из партера, драйвовая миниатюра «О светло-светлая» А. Танонова «завела» зал, а духовный пафос хора «О, Святый» из «Акафиста Александру Невскому» в авторском прочтении Екимова усилили поэтические строки К. Филипповой, прочитанные в жанре мелодекламации актером и ведущим фестиваля Петром Татарицким.
В том же концерте на сцену БЗК вышли детские коллективы, показавшие, какая замечательная смена подрастает и даже «наступает на пятки» взрослым. Детский хор «Весна» имени А.С. Пономарёва со своим руководителем, профессором Надеждой Авериной представил кантату «Весеннее преображение» В. Рубина. А Большой Детский хор имени В.С. Попова с Анатолием Кисляковым – цикл А. Вискова «Слободские песни» и фрагменты цикла «Земля моя златая» А. Пахмутовой.
Единственным «традиционным» произведением в фестивальной афише оказался «Реквием» Верди. Несколько выбиваясь из общей репертуарной концепции, он, тем не менее, вписался в ту линию, которая связана с демонстрацией хоровых сил. Дирижером Вячеславом Валеевым был собран огромный сводный хор, куда вошли студенты хора Московской консерватории, ГМПИ имени Ипполитова-Иванова, Камерный хор «Мирэа» Российского технологического университета, Камерный хор Lauda. Соединение молодежных, любительских и профессиональных коллективов – важная примета нашего времени, когда мастера передают опыт непосредственно, в живом творческом контакте.
Финалом осеннего марафона стало выступление хоров Московской консерватории. Хор студентов Московской консерватории под управлением Алексея Рудневского представил антологию советской хоровой классики: русские народные песни в обработках А. Свешникова, В. Калистратова, С. Жарова, опусы В. Гаврилина и Г. Свиридова.
Камерный хор МГК под управлением Александра Соловьёва показал премьеры авторов XXI века. Торжественная «Стихира» П. Корягина задала проникновенный настрой, подхваченный чудесной ажурной пьесой «Богородице, дево» Т. Шатковской. Исполнение «Притчи» Р. Щедрина продолжило поиски коллектива в сфере хорового театра. В предыдущем сезоне состоялась премьера «Пяти русских пословиц» этого композитора в сценической редакции с театральными мизансценами Н. Нижарадзе. В «Притче» на стихи Н. Глазкова («Обнаружили воровку, Что похитила веревку…») иронично-метафоричный подтекст был визуализирован, что подчеркнуло трагическую суть сочинения.
Центром программы Камерного хора МГК ожидаемо стал десятичастный цикл «Русский букет» Ефрема Подгайца. Его замысел вызревал постепенно: одну из частей (Элегия) исполнял Б.Г. Тевлин с Госхором имени Свешникова, а миниатюра «В минуты музыки», изначально написанная для хора a cappella в 2013 году, посвящена его памяти. Вместе с пианисткой Екатериной Мечетиной хор и солисты (Мария Челмакина, Валерия Мыльникова, Давид Посулихин, Денис Тепаев) создали галерею образов. Тут нашлось место и философским мыслям (знаменитое «Умом Россию не понять…»), и настроенческой лирике («День вечереет», «Как неразгаданная тайна…»), и романтическим мечтам («В минуты музыки»), и карнавальной иронии («Винная ягодка», «Сумерки», «Букет», «Смехачи»). В обзорной рецензии нет возможности остановиться подробно на каждой пьесе – это серьезная, интересно сделанная партитура, где все участники смогли показать себя во всем разнообразии творческих возможностей. Завершал отделение «Торжественный мотет в честь юбилея Московской консерватории»: автор, Кузьма Бодров, посвятил новый опус Камерному хору, и эта композиция, продолжающая принципы Глинки (повенчать фугу с русской песенностью) стала отличным завершением отделения.
«В 2021 году мы отмечаем юбилейный День рождения профессора, ставшего наставником для нескольких поколений хоровых дирижеров и сумевшего создать собственную Школу, основанную на базовых принципах высокого профессионального мастерства. Устремленность в будущее, воспитание воли через ежедневное «преодоление себя», бескомпромиссность к халтуре, скрупулезное следование авторскому тексту, требовательность к окружающим, начинающаяся опять же, с себя, строгое понимание иерархии и вертикали – это малая толика качеств, которые он взращивал в своих воспитанниках», – поделился воспоминаниями об Учителе художественный руководитель фестиваля, профессор А.В. Соловьёв. Эти характеристики применимы и к нынешнему составу Камерного хора, который на любом концерте показывает исключительно высокое качество исполнительского мастерства и вдохновенные интерпретации: эти музыканты и их нынешний руководитель умеют удивлять, очаровывать своим искусством.
Фестиваль стал значительным событием не только внутриконсерваторской жизни: благодаря трансляциям Телевидения Московской консерватории концерты увидел весь мир, и это также важнейшая задача проекта – показать, как прекрасно, как значительно хоровое искусство и артисты, которые его представляют.
Профессор Е.Д. Кривицкая
Фото Ирины Полярной