Круглый стол
№ 5 (1252), май 2007
11 апреля в Конференц-зале в рамках «Московского форума» прошел круглый стол, посвященный проблемам современной музыки с участием композиторов и музыковедов, преподавателей и студентов консерватории. Вел заседание руководитель фестиваля — композитор Владимир Тарнопольский.
Среди участников дискуссии были также композиторы Владимир Мартынов, Дмитрий Курляндский, Николай Хруст, Виктор Екимовский, ректор консерватории и пианист Тигран Алиханов, пианист Алексей Любимов, музыковеды Анна Амрахова и Рауф Фархадов, поэт и музыковед Игорь Вишневецкий. Присутствовали гости из других городов — в частности, композиторы Светлана Зорюкова из Казани и Светлана Румянцева из Воронежа.
Среди тем для обсуждения, предложенных Владимиром Тарнопольским, речь шла о спросе на музыку «высокого авангарда» в России и в других странах, о новых течениях в области музыковедения в России и Европе, а также о проблеме новизны в музыке. Ведущий поделился своими впечатлениями о грустном состоянии в сфере поддержки интереса к авангардным музыкальным течениям, приведя в пример недавно прошедшее Московское Биеннале современных искусств, на котором, по его наблюдениям, были представлены лишь коммерческие направления аудиовизуальных искусств, являющиеся симуляцией по отношению к подлинным авангардным течениям.
Большинство музыкантов в России, по мнению В. Тарнопольского, не знакомо со многими течениями музыкальной теории, развитыми на Западе. Хотя, говоря о новизне в музыке, современные композиторы должны были бы стремиться к созданию собственного музыкального языка и стиля, нежели подражать манерам предыдущих композиторов. Некоторые участники дискуссии выразили свое сожаление в связи с тем, что большинство музыкантов-исполнителей, обучающихся в консерватории, не проявляют ни малейшего интереса к современной музыке, ограничиваясь исполнением классики.
С поддержкой инициативы В. Тарнопольского и Центра современной музыки в проведении нынешнего «Московского форума» выступил Тигран Алиханов. Будучи участником ряда предшествующих фестивалей, он отметил, что намерен и впредь стимулировать исполнение современной музыки не только в Московской консерватории, но и вообще в России.
Алексей Любимов, энтузиаст как современной, так и старинной музыки, поделился своими наблюдениями о противоположных тенденциях среди исполнителей. Некоторые из них выучивают сочинения современных композиторов с единственной целью — участвовать в каком-нибудь международном конкурсе. В других случаях они бы никогда не обратились к этой музыке, что свидетельствует об их неадекватном отношении к новейшим музыкальным направлениям.
Иную позицию высказал композитор Владимир Мартынов, автор ряда исследований о проблемах современной музыки, в частности книги «Конец времени композиторов». Он выразил свое убеждение в том, что время композиторов в жанре серьезной, академической музыки закончилось, что этот жанр сам по себе вымирает, что письменность в музыке — это вещь сомнительная и что более актуальный жанр в наше время — это жанр рокеров и эстрадных музыкантов. Композитор подверг критике большинство музыкально-теоретических направлений, в особенности тех, которые анализируют и пробуют осмыслить современную музыку.
Эти противоположные позиции в отношении к будущему современной музыки оживили обстановку среди участников дискуссии и послужили основой всего дальнейшего обсуждения.
Свою точку зрения о дальнейшем развитии новых течений современной музыки и о перспективах ее выживания изложили композиторы Дмитрий Курляндский и Николай Хруст, а также автор этих строк. Некоторые участники дискуссии, в первую очередь композиторы, представляли наиболее актуальной героически-стоическую позицию современных авторов, которые должны продолжать творить, несмотря на объективные трудности в лице сужающихся возможностей для исполнения их музыки и угасающего интереса к ней среди широкого населения. Ряд молодых композиторов настаивал на необходимости искать новые пути в музыке, несмотря на кажущуюся перспективу того, что все новые направления уже были раскрыты.
В общем, обстановка в этот день была оживленная и конструктивная. Вопреки вынужденной пессимистической ноте она выявила широкий контекст панорамы современного музыкального искусства. Полемический тон дискуссии и крайние противоположные друг другу позиции участников не умалили их взаимного уважения друг к другу и всего лишь заострили внимание на важных проблемах. Этот круглый стол внес дополнительное воодушевление в контекст фестиваля «Московский форум».
Антон Ровнер