Редко исполняемые сочинения
№8 (1382), ноябрь 2021 года
В ряду событий в честь 155-летия Московской консерватории в Малом зале состоялся интересный концерт: 17 октября Молодежный камерный хор Москвы представил программу, включившую имена выдающихся музыкантов, связанных с историей нашего вуза. Это – Вельо Тормис (1930–2017), ученик В.Я. Шебалина, один из ярких деятелей эстонской музыкальной культуры, Николай Сидельников (1930–1992), много лет преподававший на кафедре композиции, воспитавший плеяду блестящих учеников и Юрий Буцко (1938–2015), у которого в классе инструментовки многие годы обучались музыковеды и композиторы.
Программа включала произведения, созданные давно и редко исполняемые. Это «Осенние пейзажи» из цикла миниатюр «Картинки природы» Тормиса, посвященные Ю.А. Фортунатову – у него композитор обучался инструментовке. Части из кантаты Сидельникова «Сокровенны разговоры» на народные тексты – свое сочинение автор посвятил Б.И. Куликову, в те годы ректору Московской консерватории, много лет обучавшему хоровых дирижеров. Во втором отделении прозвучала кантата №3 Буцко «Свадебные песни» на народные слова, посвященная К.Б. Птице, выдающемуся мастеру хорового дела.
Московский молодежный камерный хор существует с 2017 года, он объединяет студентов разных вузов – Московской консерватории, РАМ им. Гнесиных, АХИ им. В.С. Попова. Хор, существующий исключительно на энтузиазме молодых хористов, активно выступает на многих концертных площадках. В его репертуаре – произведения разных эпох и жанров, от русской духовной музыки до самой современной. Дирижер и художественный руководитель хора – Михаил Кудрявцев, недавний выпускник нашей Консерватории, лауреат Всероссийских и международных конкурсов.
«Историческая» программа прошедшего концерта, сопровождаемая стендами с фотоматериалами – инициатива художественного руководителя. Как и выбор самих сочинений — все прозвучавшие произведения, написаны в сложной современной технике, хоровые партитуры изобилуют хроматикой, многослойными divisi партий, искусными полифоническими приемами.
Миниатюры Тормиса поразили разнообразием звукописных красок – сонорные «облака» чередовались с многозвучными кластерами, пейзажные зарисовки предстали в контрастах образов и настроений. Хористы с завидной свободой преподнесли публике эти поэтичные картинки, звучавшие как выразительные образчики хорового импрессионизма.
Кантата Н.Н. Сидельникова – выдающийся пример так называемого «неофольклоризма»: прозаические народные тексты озвучены композитором в манере, максимально близкой фольклору с его имровизационностью, свободным речевым интонированием, раскованностью метроритма. Говорная манера пения, пронизанная попевками русского склада, обильно приправлена хроматикой, а также современными ритмами эстрадно-джазового характера. Хору удалось передать печальную и, в то же время, не лишенную юмора неповторимую интонацию замечательного опуса Сидельникова.
Кантата Ю.М. Буцко – масштабный опус, воссоздающий атмосферу русского свадебного обряда. Она прозвучала в редакции 1995 года для хора, солистки, двух роялей и ударных. Партию сопрано исполнила Яна Федорова. Два фортепиано блистательно представили лауреаты международных конкурсов Павел Замула и Наталья Осинцева, на ударных выступила Мария Захаркина.
Музыка кантаты Буцко перекликается со «Свадебкой» Стравинского, не только в жанровых чертах обряда, но и в стилистических средствах. Попевочный склад мелодики, «остраненной» вкраплениями хроматики, подчеркнутая экспрессия интонаций плача, ритмические перебои, прихотливая акцентность, а также само тембровое решение инструментального сопровождения – все это живо напоминает знаменитый опус Стравинского. Написанная молодым Буцко кантата поражает мастерством, интересным драматургическим воплощением замысла. «Свадебные песни» требуют от исполнителей чувства ансамбля хорового и «оркестрового» пластов, точного и выразительного дирижерского жеста. Все это в полной мере исполнители смогли донести до слушателей.
Концерт имел большой и заслуженный успех. Несмотря на дневное время и «ковидные» ограничения, в зале собралось немалое количество публики. Хочется пожелать перспективному молодому коллективу и его руководителю дальнейших достижений, интересных творческих «задумок» и их воплощения не только на почве энтузиазма, но и на заслуженной «материальной» основе.
Профессор Г.В. Григорьева