В мыслях о новой сакральности
№4 (1387), апрель 2022 года
Круглый стол на тему Musica Sacra Nova открылся приветствием проректора по научной работе, доктора искусствоведения, профессора К.В. Зенкина: «Эта тема предполагает не просто ряд научных вопросов, а целый комплекс, целый «узел» самых животрепещущих научных проблем, причем не только музыковедческих, но и историко-культурных, историко-философских… Что такое священное, духовное? На этот вопрос даются совершенно разные ответы: с одной стороны, представителями мировых традиционных религий, с другой стороны – представителями внерелигиозной мистики. Это очень сложная тема и даже совсем пока еще не музыковедческая, просто историко-культурная. Авангард, теперь уже не только авангард, но и постмодерн, и метамодерн… этот открытый ряд будет все время привлекать наше внимание».
В своем напутственном слове зав. кафедрой хорового дирижирования, профессор Л.З. Конторович рассказал о многолетнем опыте исполнения нашими консерваторскими хоровыми коллективами православной и западноевропейской духовной музыки. Он также отметил, что современная музыка, которая написана, учитывая каноны православной службы, может исполняться во время службы: «Те композиторы, которые желают, чтобы их музыка зазвучала в Церкви, должны придерживаться канонов. Если эта музыка содержит настоящее, высокое по мысли и содержанию, то мы ее с удовольствием, как исполнители, будем петь».
О духовной музыке Н.Н. Сидельникова в завершении жизненного пути рассказала доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Г.В. Григорьева. Профессор ГИТИСа, доктор искусствоведения А.А. Баева поделилась мыслями о дилогии Н. Каретникова в контексте времени и места. С текстологическим анализом духовных песнопений композитора выступил куратор проекта, хоровой дирижер С.С. Терентьев. Отдельные замечания о специфике композиций для исполнения на клиросе высказала доктор искусствоведения, профессор кафедры истории русской музыки Т.А. Старостина, сопроводив свое выступление фрагментами сочинений, написанных для клироса игуменом Силуаном (Тумановым) и регентом, основателем Московских православных регентских курсов Е.С. Кустовским.
О жанрово-стилевых особенностях в творчестве Софии Губайдулиной рассказала кандидат искусствоведения, профессор кафедры хорового дирижирования Н.В. Кошкарева. Музыковед и независимый исследователь из Берлина Т.И. Фрумкис задалась вопросом – к какой традиции отнести, так называемые, «сакральные» сочинения: языческой, православной, католической, протестантской, экуменической? Личным 35-летним опытом духовно-музыкального творчества поделился композитор, доцент кафедры композиции РАМ им. Гнесиных А.И. Микита. О музыке как средстве богообщения порассуждал кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки Р.А. Насонов.
В диалог с музыкантами включились и представители смежных видов науки и искусства. Поэт, филолог, переводчик, старший научный сотрудник Института мировой культуры (МГУ), член Амвросианской академии, кандидат филологических наук О.А. Седакова рассказала о «Новой религиозности» в европейской поэзии XX века и поэзии русского андеграунда. Искусствовед, коллекционер, основатель галереи «Веллум», почетный академик РАХ, куратор выставки Musica Sacra Nova, исследователь творческого наследия художников-символистов и художников Второго авангарда Л.Л. Агафонова представила чашно-купольную систему живописи Владимира Стерлигова. Ее рассуждения хочется привести:
«Второй авангард был прямым потомком Первого… Неотъемлемой чертой этого явления был синтез поэзии, музыки, текста и пластического осуществления философских изысканий молодых художников… Так, художник и поэт Игорь Ворошилов сформулировал поэтико-философскую концепцию о художнике-творце, рукой которого водит Бог, а ученик Малевича Владимир Стерлигов создал чашно-купольную теорию существования мира, в которой жертвенная чаша, отдав жертву Богу, переворачивается и защищает, став куполом. Все эти теории сегодня кажутся несколько наивными, надуманными, прямолинейными. Но, находясь в условиях религиозного вакуума, не имея практически никаких теологических источников, поэты и художники были искренни в своих изысканиях… [они] преследовали единственную цель, совсем не политическую, – создать идеальный гармоничный мир».
О музыке современных авторов в богослужебной и концертной жизни Феодоровского собора Санкт-Петербурга говорил Я.А. Стародубцев – руководитель храмового выставочного пространства «Арт-Фео», бакалавр теологии, член правления Союза музыкальных деятелей Санкт-Петербурга, член правления Гильдии храмоздателей, художественный руководитель и директор студии иконописи и дизайна «Артодокс». Продолжить диалог и расширить спектр обсуждаемых проблем, сопоставив тенденции и течения в европейской духовной музыке, побудил собравшихся музыковед из Ростовской консерватории имени С.В. Рахманинова К.А. Жабинский. Его рассуждения об опыте постижения «тайны святости и Бога» Э. Артемьевым в композиторской транскрипции органной хоральной прелюдии Баха Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ зачитала и прокомментировала доктор искусствоведения, профессор М.С. Высоцкая.
«Очень важно, что Фонд Каретникова смог проявить такую инициативу – обобщил происшедшее в целом его исполнительный директор А.Н. Каретников. – Мне кажется, что это вообще начало хорошей традиции… Все, конечно, занимаются своими делами, но, посмотрите, если все объединяются, какие интересные результаты! У Консерватории потрясающие возможности с вашим научным потенциалом, профессорами и с исполнителями. Первый шаг был самый очевидный: подойти к разговору об этой закрытой, специальной, «капсульной» (я бы так ее назвал) ветви русского авангарда – литургической музыке композиторов-нонконформистов. Мы начали с «шестидесятников», потом будут и «семидесятники», и «восьмидесятники», и перейдем к началу века, к современным авторам… Так что планы у нас большие. Я надеюсь, что наша идея окажется удачной, и она продолжится не один год…»
Доцент Н.В. Гурьева
Фото Дениса Рылова