Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Поклон мастерам

№7 (1399), октябрь 2023 года

11 сентября в Большом зале Консерватории отдали дань памяти двум мастерам, композиторам, посвятившим свою жизнь музыке для духовых инструментов. К 100-летию со дня рождения Георгия Ивановича Сальникова (1923–2015) и 70-летию со дня рождения Игоря Николаевича Савинова (1953–2022)состоялся концерт Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ, где прозвучали сочинения мэтров и их учеников.

Многие знают, что в исполнении духового оркестра прекрасно звучат марши, вальсы. Однако, духовому оркестру подвластны все жанры, вплоть до симфонии. Так, крупные концертные произведения для духового оркестра были созданы такими мастерами, как Дмитрий Шостакович, Борис Кожевников, Григорий Калинкович. И, конечно, особое место в этом ряду занимают фигуры двух выдающихся композиторов, которым и был посвящен концерт.

Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Г.И. Сальников с 1961 года работал на кафедре инструментовки в Московской консерватории, композитор преподавал чтение симфонических партитур и инструментовку, позже, с 1998 года, также инструментовку для духового оркестра. Через класс Г.И. Сальникова прошли сотни учеников – композиторы, музыковеды, дирижеры как духового, так и симфонического оркестров. В 1978–1988 годах он возглавлял Комиссию духовой музыки Московского отделения Союза композиторов. В 1985 году Григорий Иванович стал членом Всемирной ассоциации духовой музыки WASBE, а в 1990 году он проводил мастер-классы по инструментовке для духового оркестра в Гавре (Франция). Сальников – автор более полусотни сочинений для духового и симфонического оркестров, фортепиано, хора, солистов-инструменталистов и вокалистов.

Особо хочется отметить, что Георгий Иванович был участником Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны II степени и пятью медалями, в том числе медалью «За Победу над Германией», также он был удостоен Ордена Дружбы. Его сочинения были пронизаны военными воспоминаниями и любовью к Родине, что можно было услышать и на представленных на концерте марше «Василий Тёркин», «Оде к тысячелетию Крещения Руси» и «Бравурной увертюре».

Профессор И.Н. Савинов более 15 лет возглавлял творческую комиссию духовой музыки Союза московских композиторов, где организовывал концерты молодых авторов на международном фестивале современной музыки «Московская осень». Именно благодаря Игорю Николаевичу создавались новые партитуры для духового оркестра с поиском индивидуальных тембровых решений, форм и новых средств выразительности. Он видел своей целью развитие жанра духовой музыки, ее обогащение оригинальными произведениями серьезного концертного уровня. Будучи постоянным членом жюри международных конкурсов композиторов и духовых оркестров Coups de Vents во Франции, Игорь Николаевич способствовал обмену мировым опытом композиторского мастерства, отбирая лучшие партитуры для концертов в России и пропагандируя участие в этом конкурсе композиторов нашей страны, в том числе студентов своего класса. Более сорока лет Игорь Николаевич Савинов вел педагогическую деятельность. Работая на композиторском факультете Московской консерватории, Игорь Николаевич создал новый курс «Сочинение для духового оркестра», и студенты-композиторы стали иметь уникальную возможность поработать с духовым оркестром, почувствовать его изнутри и услышать свои сочинения в живом концертном исполнении, что является важным этапом в становлении профессионального музыканта.

Профессор В.Г. Кикта тепло вспоминает о коллегах: «Двух выдающихся мастеров Георгия Сальникова и Игоря Савинова объединяло служение их делу и любовь к духовому оркестру. Интересно проследить и сопоставить их творчество: Сальников представляет советский период, что проявляется в пристрастии к жанровости (марши), его музыка близка к симфоническим партитурам того периода. А у Савинова – абсолютно новое понимание, ощущение, соответствующее новой эпохе, что отразилось в его музыке. Представленная на концерте поэма-картина «Золотая рыбка Тихого океана» – глобальное сочинение для духового оркестра, вдохновленная концертной поездкой автора на Тайвань. Это яркое, образное, проникнутое восточным мелодизмом и мудростью сочинение. Ученики Игоря Николаевича получили от него этот заряд нового ощущения духовой музыки, что несомненно отразилось в их партитурах новыми идеями, расширением возможностей оркестра и обогатило концертный репертуар.»

Торжественным гимном в честь двух композиторов прозвучала «Поздравительная», написанная С. Голубковым и Г. Сальниковым. На концерте пьеса воспринималась как благодарственный поклон учеников своим учителям. Второе отделение концерта было отдано ученикам И.Н. Савинова.

Владимир Шергов, задав своим сочинением «Алания» экспрессивный, динамичный настрой, поделился,что его замысел возник под впечатлением поездки в фольклорную экспедицию в Северную Осетию. Автора поразило разнообразие осетинского фольклора: воинствующие, торжественные, распевно-лирические песни; темпераментные танцы-симды, хонги; в конце сочинения он использует народную песню «Растянулась наша степь Моздокская». Зажигательные ритмы, восточный тематизм напомнили эффектную «Лезгинку» из «Кавказских эскизов» Ипполитова-Иванова, где также оркестровое звучание имитирует наигрыши национальных инструментов, изображая красочную картину народного гуляния.

Татьяна Астафьева представила «Рождественское путешествие дядюшки С. на поезде» (по мотивам Диккенса). Автор так описывает идею сочинения: «Дядюшка С. нелюдим, никогда не бывает добрым, у него нет семьи и друзей. И только в Рождество он решает измениться: герой садится в поезд, засыпает, видит страшный сон о своем одиночестве и просыпается с намерением начать новую жизнь». Действительно, слушателям представилась целая фантазийная картина, где слышен стук колес поезда в темноте туннеля, волшебное погружение в сон и финальное перерождение героя под чарующие звуки челесты.

Интересное объединение постоянно меняющегося мира, его технического развития и незыблемой вечности красоты природы сумел найти в красках духового оркестра Алексей Попков. Его сочинение «Жигули», впервые прозвучавшее в концерте, было посвящено одновременно и горам на Волге и одноименному автомобилю. Еще одну премьеру представил Энхбаяр Бямбаа – самобытную эпическую картину «Сын неба». По словам автора, в монгольской философии есть сказание о Сыне Неба, который объединяет их народ и помогает сохранять нацию. В самые сложные времена, надо всегда найти силы, терпеть и помнить, что самый громкий звук – это тишина! Автор показал интересные гармонические находки, а яркие ритмические соло ударных инструментов очень точно передавали образ эпоса.

Мария Генченкова показала нестандартный подход к духовому оркестру в тонком колористическом сочинении «Рождественская звезда». Автор так раскрывает замысел: «В центре внимания – образ Вифлеемской звезды, причудливо изменяющейся, сверкающей. Это не просто звезда в нашем обычном понимании, но некая «ангельская сила». Несмотря на то, что в сочинении много звукописи, более всего мне хотелось выразить то радостное настроение праздника, о котором говорится в Священном Писании». Хочется отметить индивидуальные авторские находки: антифонное сопоставление тембров арфы и фортепиано, отражение стилистики древнерусских церковных распевов в многочисленных мелодических линиях и затейливая восточная ритмика в эпизоде поклонения волхвов.

Очень ценны и личные воспоминания учеников о своих Учителях. М. Генченкова поделилась своей памятью о И.Н. Савинове: «Когда я пришла на первый урок к Игорю Николаевичу, я уже знала, что это очень сильный педагог, профессионал в своем деле. В начале лекционного курса он обрисовал нам перспективу окончания года и показал видеозапись с концерта в Рахманиновском зале, на котором были исполнены аранжировки и сочинения студентов одного из предыдущих курсов. Концерт произвел огромное впечатление, все было замечательно: аранжировки произведений (очень различных по стилю и эпохам), звучание оркестра в авторских студенческих композициях, исполнение, наконец, огромный объём программы. Самое удивительное, что через год мы тоже подошли к этому уровню, и подобный же концерт прошёл прекрасно! Это состоялось только благодаря необыкновенной инициативе Игоря Николаевича, его целеустремленности, позитивному настрою, дисциплине, работоспособности. Сложность предмета заключается и в том, что у обучающихся достаточно малая «наслушанность» произведений для такого состава. Игорь Николаевич же знакомил нас с новыми сочинениями для духового оркестра, среди них было много зарубежных и современных. А в индивидуальных занятиях проявился особый педагогический дар Учителя – найти подход к каждому ученику, помочь выразить свой внутренний мир и свои краски в палитре духового оркестра. Упомяну и то, что Игорь Николаевич был патриотом нашей Родины, и это сказывалось буквально во всём. Мне запомнилось, как он радовался, когда услышал в моем произведении русскую интонацию! Для меня Игорь Николаевич был педагогом, который относился ко мне с огромным вниманием, теплотой и заботой. Это бесценно! Я счастлива, что училась у такого Человека, Педагога, Музыканта!»

Дело всей жизни Г.И. Сальникова и И.Н. Савинова продолжает жить в учениках. Так, концерт их памяти был организован композитором, преподавателем А.А. Чернаковым, который теперь передает знания мастеров новому поколению студентов. Благодаря такой профессиональной преемственности есть уверенность, что будут написаны новые сочинения для духового оркестра, которые внесут значимый вклад в развитие серьезного академического репертуара в данной сфере. А для композитора самое важное – слышать свою музыку в живом исполнении! Поэтому выражаем огромную благодарность Центральному военному оркестру Министерства обороны РФ (под руководством заслуженного артиста России Сергея Дурыгина), дирижерам Константину Петровичу и Игорю Клюнникову. Благодаря блистательному исполнению оркестром современных, не столь привычных партитур, вечер прошел на высочайшем уровне. Мы надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество, что станет важнейшим стимулом для появления новой музыки для духового оркестра!

Доцент О.В. Евстратова, кафедра композиции МГК

Поделиться ссылкой: