Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Приношения Московской консерватории

№7 (1399), октябрь 2023 года

Уникальные фонды Библиотеки имени С.И. Танеева, истинного сердца Московской консерватории, пополнились ценными дарениями. В ее фонды поступили: полное собрание сочинений Федора Серафимовича Дружинина, изданное усилиями его семьи, благодаря гигантской редакторской работе профессора Ю.А. Тканова. Презентация композиторского наследия выдающегося альтиста и педагога проходила в нашей Alma Mater и в Музее музыки, который посетил ректор А.С. Соколов. Уже есть заявки на повторение презентации в Институте искусствознания и в Педагогическом институте имени М.М. Ипполитова-Иванова. В чем причина столь высокого интереса? Да прежде всего в том, что ранее неизданные сочинения Ф.С. Дружинина пополнили репертуар альтистов и стали достоянием нынешнего поколения обучающихся альтистов. Услышанные с эстрады, они не могли никого оставить равнодушными.

Следующее дарение Библиотеке поступило от китайского композитора Ду Минсиня, прижизненного классика современной китайской музыки. Он, выпускник Московской консерватории, прислал ей в дар увесистое собрание своих поздних сочинений. В самом начале сентября текущего учебного года в Московскую консерваторию были переданы три рукописных письма и две огромные упаковки нот. Все это адресовалось ректору А.С. Соколову для передачи нашей библиотеке. Письма были написаны на китайском языке, а подпись же везде сделана по-русски: «Ду Минсинь, студент».

В сегодняшнем реестре иностранных студентов МГК этого имени нет. Оно принадлежит нашему современнику, всемирно известному композитору Ду Минсиню, ныне здравствующему профессору Центральной Пекинской консерватории, с которым профессор А.С. Соколов общался во время своего визита в Китай. Студентом же в Москве выдающийся китайский композитор-пианист был с 1954 по 1958 годы и сохранил к своей Alma Mater огромное чувство благодарности, не подверженное коррозии временем. Сейчас, находясь в весьма почтенном возрасте (р. 1928), Ду Минсинь продолжает активно творить. Его перу принадлежат: пять фортепианных концертов и два скрипичных, симфонии, множество камерных произведений для солистов и ансамблей разного тембрового состава.

Кратко расскажем о нем, опираясь на архивные документы его личного дела. В известном на всю страну Архиве МГК имени П.И. Чайковского, без которого не обходится ни одна научная работа в области истории русской композиторской и исполнительской школ, хранится рукописная автобиография Ду Минсиня: «Я китаец. Я родился 19 августа 1928 года в городе Ценцзяне провинции Хубой. С 1936 года по 1937 год я учился в начальной школе. Я не окончил начальную школу, так как началась война с Японией. После второго года войны я попал в город Цунцинь, там продолжал учиться в начальной школе. С 1940 по 1947 год я учился в музыкальном среднем училище и его окончил. С 1947 до 1949 года я работал в этом училище. Когда победила революция в Китае я работал ассистентом Центральной консерватории в городе Теньзине (с 1949 по 1953 год). 31 мая 1953 года я вступил в Новодемократический Союз молодежи Китая. 23 ноября 1953 года меня послали учиться в Пекинский институт русского языка, чтобы подготовить для учебы в СССР. Моя семья очень маленькая: я и мать. Мой отец был офицером, он убит в первые годы антияпонской войны. У меня нет сестер и братьев».

Четкий, красивый русский почерк Ду Минсиня, тогда тридцатилетнего студента, продолжает удивлять и в первом его прошении, в котором он просит разрешить посещение физкультуры только один раз в неделю вместо двух, и комментирует: «Мне недостает времени на приготовление занятий, и я недостаточно знаю русский язык». Ходатайство студента удовлетворено визами декана теоретико-композиторского факультета профессора С.С. Богатырева и ректора. Оценки вступительных экзаменов Ду Минсиня при поступлении в Консерваторию выгодно отличались от других абитуриентов: он, будучи пианистом, получил «отлично» и «хорошо» по гармонии и сольфеджио, и сразу был зачислен на первый курс обучения композиторов.

О стремлении углубить свои знания не только по русскому языку, но и по инструментовке свидетельствует еще одно удовлетворенное прошение Ду Минсиня: он просит продлить курс инструментовки на один год в связи с тем, что ему предстоит преподавать эту дисциплину по возвращении на педагогическую работу в Китай. Окончание Московской консерватории увенчалось присвоением Ду Минсиню красного диплома. Показательно, что в классе по композиции профессора М.И. Чулаки молодой музыкант к каждой сессии был обязан писать и одно произведение на своем родном музыкальном языке. В этом была важнейшая позиция отечественных педагогов, обучавших китайскую молодежь не только в 1950–1960 годах, но и еще раньше – на рубеже 1910–20-х годов [Выдающийся русский композитор-пианист Александр Черепнин, находясь в 1920-е годы в вынужденной эмиграции в Китае, считал главной обязанностью учить китайцев так, чтобы они оставались верны своей культуре. Сам же он подарил ученикам фортепианный сборник «49 пьес от А.Н. Черепнина», созданный в годы его преподавания в Шанхайской консерватории. В их стилистике нашли отражение разные роды пентатоники].

Сегодня в дистанции времени с особой убедительностью видно, что исторически именно первый набор молодых китайских музыкантов, отмеченных масштабностью таланта, сполна выполнил задачу, поставленную перед ними в Китае, — заложить фундамент строительства новой европейской ветви современной китайской культуры. Назовем эти славные имена: Го Шучжень (певица с мировым именем), Лю Шикунь (пианист, победитель Второго конкурса имени П.И. Чайковского и член жюри Шестнадцатого), Хуан Сяотун (дирижер, основатель этой профессии в Китае, создатель педагогической школы, через которую прошли более восьмидесяти учеников), его брат, Хуан Сяохэ (ведущий музыковед, первый кандидат искусствоведения), Ду Минсинь(композитор-пианист, педагог, создавший свою школу композиции). В их формировании принимала участие элита профессоров Московской консерватории: С.Е. Фейнберг, Н.П. Аносов, Л.С. Гинзбург, Е.К. Катульская, С.С. Скребков, М.И. Чулаки (но не начинающие педагоги, которым вполне могли бы поручить образование молодых китайцев).

Личные дела обучающихся китайцев усилиями историков и теоретиков Московской консерватории впервые вводятся в научный обиход китайского и русского музыкознания. Нотный подарок Ду Минсиня особенно бесценен, так как дает возможность ввести в научные работы китайских музыкантов (ВКР, диссертации) новый материал, как объект исследования. Вначале он будет представлен на персональной выставке сочинений Ду Минсиня, организованной Библиотекой имени С.И. Танеева и Архивом Московской консерватории.

Благодаря записям в личных делах китайцев приезда 1954–1962 годов мы ныне начинаем располагать новыми сведениями о шкале оценок, поставленных прежде всего по специальности и всему кругу музыкальных предметов, а также ознакомиться с творческими характеристиками ведущих педагогов, свидетельствующих о динамике роста молодых музыкантов, прибывших из Поднебесной.

Опубликованные воспоминания самых именитых музыкантов представляют большой интерес. Они свидетельствуют о многом, в частности, о бытовой стороне их жизни во время обучения в Московской консерватории. Китайцы, например, свидетельствуют, что ректор А.В. Свешников следил за тем, чтобы студентам и аспирантам предоставлялись лучшие комнаты в очень скромном общежитии на Большой Дмитровке, расположенном в самом центре Москвы. Педагоги в процессе работы убеждались, что китайцы самые трудолюбивые ученики, которые справлялись с огромными ежедневными заданиями как по специальности(пианистам, например, предлагалось выучить за неделю несколько сонат Бетховена!), так и по всему циклу историко-теоретических дисциплин. Бывшие китайские студенты и аспиранты еще сегодня вспоминают, как они прекрасно ориентировались во всех уголках Консерватории, а гардеробщица всегда их узнавала и вешала их пальто без номерков. Продавцы в булочных встречали их как своих, а гостеприимные москвичи всегда относились к китайцам, как к родным.

Почтенные профессора Го Шучжень, Лю Шикунь, Ду Минсинь вспоминают, как они себя комфортно чувствовали в столице СССР, которую полюбили, словно вторую родину. Ныне некоторые из них уже осуществили свою давнюю мечту: еще раз приехать в Москву. В 2022 году Московскую консерваторию посетила композитор-пианистка Ни Хунцзин, а Ду Минсинь после встречи с А.С. Соколовым в Центральной Пекинской консерватории планирует с таким же визитом посетить Московскую консерваторию, свою Alma mater, которую в письме ректору называет «лучшей Консерваторией в мире».

В письме к ректору он написал: «Московская консерватория является учебным заведением мирового класса. Она сделала огромный вклад в китайское музыкальное образование! Мы никогда ее не забываем! Московская консерватория превратила меня из скромного пианиста в профессора композиторского факультета Пекинской Центральной консерватории. Это для меня необыкновенный опыт. Об этом я помню всегда!».

Профессор Е.Б. Долинская

Поделиться ссылкой: