Юбилейный вечер
№5 (1406), май 2024 года
2 марта 2024 года в Рахманиновском зале состоялся юбилейный вечер «Сергей Голубков и ученики», посвященный 55-летию профессора кафедры композиции Московской консерватории, лауреата международных конкурсов и фестивалей, композитора Сергея Валерьевича Голубкова.
В программе масштабного и многообразного концерта звучала камерно-инструментальная, вокальная и органная музыка композитора-юбиляра и его учеников разных лет в исполнении замечательных музыкантов, лауреатов всероссийских и международных конкурсов. Исполнителей приветствовала благодарная публика, кстати говоря, весьма многочисленная, что в последнее время становится доброй традицией на концертах современной академической музыки.
Первое отделение концерта было посвящено произведениям Сергея Голубкова. Открывала программу «Элегическая мелодия» для скрипки и фортепиано в замечательном исполнении Анастасии Кускашëвой (скрипка) и Полины Желиба (фортепиано), которым удалось в полной мере передать элегический характер этого произведения, напомнившего слушателям о событиях и утратах последних лет… Затем в тонкой, проникновенной интерпретации Дмитрия Чеглакова и автора прозвучала тепло принятая публикой Микрорапсодия для виолончели и фортепиано, ставшая в прошлом году обязательным произведением на IV Международном фестивале-конкурсе имени Г.И. Пеккера (по словам автора-исполнителя, произведение написано с применением оригинального метода композиции на всеинтервальной основе). Одной из вершин программы стала «Киномузыка» для камерного ансамбля. Ансамблю солистов «Студия новой музыки» под управлением дирижера Андрея Серова (класс проф. И.А. Дронова) удалось максимально точно воплотить авторский замысел трехчастной серийной композиции, своего рода музыкальной иллюстрации к «несуществующему мультфильму».
Далее произведения Сергея Голубкова исполнил талантливый молодой органист и пианист Владимир Скоморохов, выступление которого покорило слушателей глубиной, чувственностью и техническим совершенством: после монументальной Органной прелюдии и фуги на имя BACH, исполненной им на новом уникальном электронном органе Accent Grandioso Cantabile (Словения), переданном в дар Консерватории брендом EXEED в прошлом году, прозвучала Фантазия из фортепианного цикла Фантазия и токката. В завершении первого отделения прозвучали шесть пьес из сборника «Пьесы на бис» для фортепиано: две прелюдии, два «Воспоминания» (Романс-воспоминание и Вальс-воспоминание) и два этюда (Этюд в тритонах, Presto).
Во втором отделении концерта слушателям были представлены мастерски исполненные произведения учеников профессора С.В. Голубкова, как занимавшихся у него по композиции в разные годы, так и сегодняшних студентов. Светлой памяти безвременно ушедшего кинорежиссера и композитора Дмитрия Таланкина (1960–2020) было посвящено первое публичное исполнение его Трио Ильей Дубровским (альт), Екатериной Семёновой (виолончель) и Полиной Желиба (ф-но), в котором особенно хочется отметить убедительность своеобразного «кинодраматургического» развития трехчастной композиции Трио.
Премьерными стали и следующие номера программы: композиция Арины Черепович «Блики на воде» для арфы и органа в блистательном исполнении Софьи Москалёвой (арфа) и Софии Кругловой (орган). Двухчастный струнный Квартет Юнсуна Джи (Республика Корея) прозвучал в замечательной интерпретации Ючжин Ким (скрипка), Александры Воскресенской (скрипка), Ильи Дубровского (альт) и Сёхо Пака (виолончель). Особенно теплого приема слушателей удостоился вокальный цикл Сергея Морозова «Три стихотворения Осипа Мандельштама» («Бессонница», «Ленинград», «На луне») в версии для голоса и струнного квинтета. Цикл исполнили Эллина Шатская (сопрано) и Струнный квинтет MUSICUS в составе: Владимир Таланов (скрипка), Евгений Кузнецов (скрипка), Сергей Кшебет(альт), Святослав Тарасов (виолончель), Сергей Морозов (контрабас). Музыканты продемонстрировали превосходную ансамблевую сыгранность, зрелость и художественное мастерство.
Высоким профессионализмом отличалось исполнение Тамарой Томашвили и Владимиром Скомороховымкомпозиции Юлия Муравьёва на слова автора «Sun Goes Down» для меццо-сопрано и органа. А Два вокализа для меццо-сопрано и фортепиано Александра Кондрушина в яркой интерпретации Ольги Алексеевой и автора стали своего рода «предварительным действом» перед финалом концерта – демонстрацией на большом экране Поэмы для симфонического оркестра «Заледенелый огонь» Александра Кондрушина в электронной версии с видеорядом.
Юбилейный вечер «Сергей Голубков и ученики» стал одним из ярких, запоминающихся событий в концертной жизни Консерватории. В последние годы проведение подобных концертов непосредственно в день юбилея стало доброй традицией кафедры композиции. В кулуарах слушатели с восхищением говорили о прозвучавшей музыке, о блестящих исполнителях. Присоединяясь к большинству слушателей, хочется выразить надежду, что общение с искусством современных композиторов и исполнителей будет и в дальнейшем занимать важное место в консерваторских программах. И пожелать Сергею Валерьевичу Голубкову и его ученикам новых концертов и премьер!
Доцент А.В. Комиссаренко
Говорят слушатели
Когда я вошла в концертный зал, то была приятно удивлена, что он полон слушателями, интересующимися современной музыкой. В первом отделении концерта, состоявшем из произведений Сергея Голубкова, мне больше всего понравилась «Киномузыка» для камерного ансамбля: во время прослушивания ярко представлялось, в каком фильме она могла бы прозвучать, и сразу возникла идея, что можно было бы в будущем объединить молодых студентов-кинематографистов и молодых композиторов в одном концерте – показывать фрагменты киноработ с помощью проектора во время «живых» выступлений музыкантов. Мне кажется, это было бы интересно! А «Микрорапсодии» для виолончели и фортепиано в исполнении Дмитрия Чеглакова и автора даже немного «не хватило» – хотелось слушать этот великолепный дуэт дольше. Сергей Голубков превосходно владеет игрой на фортепиано, и можно было бы включить в программу не один номер с участием юбиляра. Мне также понравилось, что молодым музыкантам на этом концерте представилась возможность сотворчества с опытными мастерами, и у начинающих была возможность исполнять музыку вместе с «мэтрами».
Интересно было услышать произведения, разнообразные по инструментальным составам. Очень нежно звучал дуэт арфы и органа в «Бликах на воде» Арины Черепович – необычные на первый взгляд сочетания звуковых красок оказались приятным открытием. Думается, что успех или неуспех произведения, исполняемого впервые, напрямую зависит от мастерства исполнителей, от того, насколько уверенно чувствует себя музыкант на сцене, а не только от музыкального материала. Если исполнитель «наполняет» своим талантом и существованием каждую минуту в музыкальной «канве», то такое исполнение максимально воздействует на слушателей.
Отдельно хочется сказать о певице Эллине Шатской и Струнном квинтете «MUSICUS», которые исполнили «Три стихотворения Осипа Мандельштама» Сергея Морозова. Профессиональное мастерство певицы и музыкантов-инструменталистов оставило яркое впечатление; кроме того, в широко известных поэтических шедеврах, вдохновивших композитора на создание этого вокального цикла, Сергею Морозову удалось сделать смысловые акценты, виртуозно «поддерживаемые» музыкальным материалом, в результате чего музыка приобрела дополнительную «объемность» и своего рода «актерскую» интонацию: во всех частях цикла есть где развернуться и «актерским» талантам исполнителей, и незаурядным вокальным данным певицы, чему мы и были свидетелями на концерте. Хотелось бы порекомендовать студентам-вокалистам старших курсов познакомиться с этим циклом (зная, что на государственном экзамене нужно исполнять одно произведение современного композитора), поскольку «Три стихотворения Осипа Мандельштама» могли бы украсить программы не только концертов, но и государственных экзаменов, оставив приятное впечатление у членов государственной экзаменационной комиссии.
Искренняя благодарность организаторам концерта за удовольствие оказаться в «дуновении» чудесной музыки и по-настоящему почувствовать начало весны! Желаю всем музыкантам – участникам концерта – новых творческих успехов!
Анастасия Сергеева, выпускница ГИТИСа
Нечасто удается побывать в Рахманиновском зале Московской консерватории, поэтому если возникает такая возможность, это всегда праздник! А когда там выступает твоя подруга, певица, то – праздник вдвойне!
Певица Тамара Томашвили пригласила меня на юбилейный вечер композитора, профессора Московской консерватории – «Сергей Голубков и ученики». В концерте участвовали разные исполнители, хотя преобладали струнные, от скрипки до контрабаса. Молодые таланты блистали своим мастерством, и, конечно, главный герой вечера «возносил» нас к музыкальным «небесам», исполняя свою «Микрорапсодию» для виолончели и фортепиано в ансамбле с Дмитрием Чеглаковым. Особенно приятное впечатление оставили и «Блики на воде» Арины Черепович – дуэт арфы и органа, который звучал божественно!
По-настоящему порадовали певицы Ольга Алексеева и Эллина Шатская: очень интересными, экспрессивными были Два вокализа Александра Кондрушина, пронзившие до «мурашек», и «Три стихотворения Осипа Мандельштама» для голоса и струнного квинтета Сергея Морозова. Ну и, конечно, «вишенкой на торте» стало выступление моей Тамары в композиции «Sun Goes Down» для меццо-сопрано и органа Юлия Муравьёва в ансамбле с Владимиром Скомороховым: удивительные сочетания тембров, красивейшие обертоны голоса, музыка одновременно «старинная» и «сегодняшняя», проникновенное исполнение погрузили в атмосферу, которую я бы назвала «современное барокко». Тамара была «царицей» на сцене — в ней гармонично сочетались «внешнее» и «внутреннее»… А когда неожиданно, прямо во время выступления, выключился орган, и органисту пришлось продолжать исполнение произведения на фортепиано, — она даже бровью не повела, как будто так и было задумано! Но особенно меня порадовал вокальный «рост» Тамары Томашвили, ее профессиональное развитие как певицы, о чем я не преминула с восторгом сказать ей после концерта.
Хочется добавить, что в целом к музыке современных академических композиторов я относилась с некоторым скепсисом… до сегодняшнего концерта! То, что прозвучало, было необычным: казалось иногда, что музыка как будто «разорвана», она — «в смятении», но, как ни странно, это не мешало восприятию. То ли музыка соответствовала моему душевному состоянию, то ли, несмотря на «внешние» диссонансы, в ней была своя внутренняя гармония, но факт остается фактом — лучшей музыки в тот вечер было не придумать! Я слушала ее — и все внутри размагничивалось и прояснялось, и я благодарила Господа за то, что в этих волшебных звуках Он послал мне утешение…
Ольга Шушкова, поэтесса, лауреат международных конкурсов, выпускница МГПУ