Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Музыка всему научит

№5 (1406), май 2024 года

Научно-композиторский факультет МГК подвел итоги XVIII Всероссийского конкурса имени Ю.Н. Холопова по теории, истории музыки и композиции. Целью конкурса является повышение профессионального интереса к музыкально-теоретическим предметам, расширение творческих контактов между учебными заведениями среднего и высшего звена и привлечение абитуриентов в Московскую консерваторию.

Конкурс имени Ю.Н. Холопова проводится в Московской консерватории ежегодно, начиная с 2007 года. Его организация не прерывалась даже в пандемию – в 2020 году конкурсные испытания прошли в онлайн-формате. По словам профессора Ю.В. Воронцова, члена жюри в номинации «композиция»: «все лауреаты конкурса в нашей номинации поступали в Консерваторию». А председатель жюри профессор И.А. Скворцова, декан НКФ, отмечает, что «холоповцы всегда составляют факультетский научно-творческий костяк». В этом году конкурс впервые прошел с международным участием (благодаря слаженной работе оргкомитета: доц. Я.А. Кабалевской, Ю.С Куприяновой и А.А. Дамарской), среди призеров были участники из Беларуси и Казахстана. 1-й тур конкурса состоялся в заочном формате в феврале – марте; во 2-й тур, проходивший в Консерватории 26–28 апреля, вышли 30 участников из 21 региона РФ.

Юрий Николаевич Холопов (1932–2003), выдающийся ученый-музыковед редкой универсальности, отождествлял музыкальную форму с красотой. Он учил слушать и понимать музыку XXI века сквозь призму глубокого анализа развития мировой музыки, неслучайно в качестве логотипа конкурса был выбран древний римский бустрофедон Sator Arepo Tenet Opera Rotas, позволяющий объяснять законы полифонии. Формат конкурса сложился благодаря организованной Ю.Н. Холоповым теоретической олимпиаде в его родной Рязани. Конкурсные испытания в память о нем состоят из различных видов учебной работы и проводятся с большим энтузиазмом и выдумкой со стороны членов жюри, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал участников.

Так, испытания в номинации «композиция» состояли из написания пассакалии на тему, специально сочиненную профессором Воронцовым, а также из общегуманитарного коллоквиума, в ходе которого участнику предлагается рассказать о себе, своем педагоге, о музыке, которая звучит в родном городе, а затем уже более подробно остановиться на творчестве того или иного композитора, как из числа классиков, так и современников. Первую премию в этой номинации получил Константин Новгородский из Гнесинского музыкального училища, вторую – Артемий Дядечко из Колледжа искусств Республики Коми (Сыктывкар), третью премию поделили Альберт Коренев из Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича и Теодор Куцый из Ярославского музыкального училища имени Л.В. Собинова.

В теоретической номинации по сложившейся традиции было четыре формы работы. Две из них – диктанты разных видов, среди которых тембровый диктант в виде работы с партитурой 8-тактового фрагмента для камерно-инструментального состава (в этот раз это был отрывок Октета ор. 32 Л. Шпора). В розданной участникам партитуре как бы «пропали» обозначения инструментов и даже целые фразы в отдельных партиях: за восемь прослушиваний необходимо было восстановить пропущенное. Также предполагалась игра модуляционной прелюдии в простой форме по заданному началу и анализ формы и гармонии вокального трио Римского-Корсакова на стихи А. Толстого «Стрекозы» ор. 53. В этой номинации члены жюри (проф. Т.С. Кюрегян, доц. Г.И. Лыжов, доц. Л.Р. Джуманова, доц. А.К. Иглицкая) решили 1-е место не присуждать. 2-е место разделили между студентом АМУ при Московской консерватории Григорием Волковым и воспитанником Владимирского областного музыкального колледжа имени А.П. Бородина Ильёй Стариковым. 3-е место присудили Софии Рябчиковой из Мерзляковского училища и Камилле Баязитовой из Казанского музыкального колледжа имени И.В. Аухадеева.

В номинации «история музыки» испытания традиционно были максимально приближены к формату вступительных экзаменов. Коллективом педагогов (доц. Я.А. Кабалевская, доц. Н.Д. Свиридовская, преп. С.Н. Никифоров) были составлены билеты по программе вузов. Впрочем, ответы участников практически всегда выходили за рамки поставленных вопросов, позволяя показать общую эрудированность и гуманитарную подготовку конкурсантов. 1-е место в этой номинации завоевал студент Санкт-Петербургского музыкального училища имени М.П. Мусоргского Игорь Васильев, 2-ю поделили Кристина Симонова из Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской академии музыки и Камилла Баязитова из Казанского музыкального колледжа имени И.В. Аухадеева, 3-ю получила Елизавета Низамутдинова из Казахского национального университета искусств. Специально утвержденную премию в память о многолетнем председателе жюри конкурса, профессоре И.В. Коженовой получил воспитанник Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова Александр Долгов. Более 30 педагогов, готовивших конкурсантов, получили благодарственные письма. Помимо денежных премий и памятных подарков, предоставленных генеральным партнером конкурса ПАО «ВТБ», лауреаты традиционно получат дополнительный балл при поступлении в Московскую консерваторию.

На церемонии вручения премий профессор К.В. Зенкин, проректор по научной и воспитательной работе МГК, отметил, что «профессии музыковедов и композиторов сегодня очень актуальны и интересны, т.к. стоит задача сохранить музыкальную культуру России. Для этого необходимо хорошее общее музыкальное образование, а это по силам только выпускникам научно-композиторского факультета». Доцент Г.И. Лыжов со своей стороны добавил: «Соседство музыковедов и композиторов, обусловленное исторически, а также практическая направленность нашей работы – это как часы, как компас, позволяющий выбирать верное направление. Музыка всему научит, просто нужно ее внимательно слушать и давать ей самой в тебе работать!»

Доцент Я.А. Кабалевская, куратор Конкурса имени Ю.Н. Холопова

Фото Дениса Рылова

Поделиться ссылкой: