Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Из Петербурга – в Москву

№7 (1408), октябрь 2024 года

В Концертом зале им. Н.Я. Мясковского 14 мая 2024 года состоялся авторский вечер известного композитора и музыковеда, доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургской консерватории И.С. Воробьёва. Творческие встречи с Игорем Станиславовичем уже давно полюбились консерваторской публике, став замечательной традицией. Они проходят почти каждый год и всегда – в неизмененной теплой дружеской атмосфере и с новой программой. Представляла композитора слушателям доктор искусствоведения, профессор Е.С. Власова.

И.С. Воробьёв

Панорама различных жанров и периодов творчества И.С. Воробьёва открылась фортепианной композицией «Контррельефы» в исполнении Михаила Турпанова, которому удалось передать идею графичности, рафинированной звукописи в духе Веберна. По словам автора, это сочинение было создано в период творческого становления и стилевых экспериментов.

Если «Контррельефы» можно было бы назвать своеобразным эпиграфом к творческому стилю, то ARARA для фортепиано, скрипки и фортепиано – это яркая репрезентация музыкальной поэтики композитора. Светлое, полное нежных образов и смыслов сочинение о первоистоках жизни – любви и семье – прозвучало в исполнении Трио имени С. Кнушевицкого в составе: Вера Иофе (ф-но), Анастасия Никопольская (скрипка), Давид Ежов (виолончель).

Особого внимания заслуживает трактовка слова в вокальных сочинениях И.С. Воробьёва, большая работа по осмыслению, прежде всего, ритмической стороны поэтических текстов. В авторском вечере прозвучало несколько вокальных композиций: «Два сонета» Микеланджело Буонарроти в переводе Вяч. Иванова (исполнили Максим Шабанов, баритон, и Николай Манаков, ф-но), а также цикл «Зимние песни» на стихи Б. Пастернака (исполнили Екатерина Семёнова, меццо-сопрано, и Карина Погосбекова, ф-но). Обращает на себя внимание развернутая и весьма виртуозная фортепианная партия во всех этих сочинениях, далеко выходящая за рамки простого аккомпанемента и требующая от исполнителей значительной подготовки.

Еще одна грань творчества И.С. Воробьёва – связь с русской музыкальной традицией, опора на национальные истоки музыки. В завершении концерта прозвучала яркая неофольклорная фреска «Плачи» на русские народные темы для солистки, фольклорного ансамбля, четырех контрабасов и фортепиано. В исполнении приняли участие солистки фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории, специально приехавшие в Москву для выступления: Алёна Быстрова, София Кефер, Владислава Сидорская, а также ансамбль контрабасов из Московской консерватории: Яна Сахно, Анна Терехова, Николай Черниговцев, Никита Хлебков. Партию фортепиано исполнял Михаил Турпанов, а Игорь Воробьёв, выступил в этом сочинении в качестве дирижера.

Энергетику концерта и музыки очень трудно передать словами. Но она всегда оставляет след в душе слушателя. Ощущение, никогда не покидающее при соприкосновении с творчеством Игоря Воробьёва – это чувство художественной правды, естественности музыкального высказывания. В его музыки нет ничего искусственного, вымышленного ради какой-нибудь модной, «актуальной» концепции. Это всегда – искренний монолог о самом важном, о человеке и для человека, это искусство воспевать жизнь здесь и сейчас.

По словам Игоря Станиславовича, он чувствуют себя носителем великой русской музыкальной традиции, частью которой себя считает, прежде всего, через петербургскую композиторскую школу. Обладая безупречным композиторским мастерством, И.С. Воробьёв ставит перед собой большие духовно-эстетические задачи, обращаясь к вечным ценностям, таким как красота, творчество, любовь, семья. Свет и добро, мощная позитивная энергетика произведений композитора очень востребованы в сегодняшней непростой жизни, полной деструктива и неуверенности, вселяя надежду, что красота все-таки должна «спасти мир».

В заключение хотелось бы выразить признательность руководству Московской консерватории и лично проректору по научной и воспитательной работе, профессору К.В. Зенкину и начальнику Учебного отдела А.А. Баранову за помощь в организации концерта и возможность творческого сотрудничества с коллегами из Санкт-Петербурга.

Ст. преподаватель кафедры теории музыки М.В. Воинова,

кандидат искусствоведения

Поделиться ссылкой: