Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Возрождение русской оперной классики

№9 (1410), декабрь 2024 года

ВОССОЗДАВАЯ РУССКУЮ ИСТОРИЮ…

29 октября в Рахманиновском зале Московской консерватории в рамках просветительского проекта «Возрождение русской оперной классики» состоялся концерт, посвященный 220-летию со дня рождения Михаила Ивановича Глинки. Проект возник в 2016 году по инициативе заведующей кафедрой истории русской музыки Московской консерватории, доктора искусствоведения, профессора И.А. Скворцовой.

Рахманиновский зал – место особенное. На протяжении многих десятилетий слушатели имеют возможность знакомиться с концертными программами как выдающихся деятелей музыки, признанных мастеров, так и молодых талантливых исполнителей, которые только начинают свой путь. Этот вечер объединил на сцене и тех, и других. Публике была представлена новая программа, состоявшая из двух весьма редко исполняемых произведений М.И. Глинки, созданных на слова Нестора Кукольника: музыка к трагедии «Князь Холмский» и вокальный цикл «Прощание с Петербургом» в оркестровой версии.

Проникнуться многогранной и совершенной музыкой Глинки и познакомиться с этими редко исполняемыми, практически забытыми шедеврами слушателям помогли постоянные участники проекта, творческие коллективы нашей Alma Mater – Камерный оркестр Московской консерватории (художественный руководитель и главный дирижер Народный артист России, доцент Ф.П. Коробов) и Камерный хор Московской консерватории(художественный руководитель и главный дирижер профессор А.В. Соловьёв). С оркестром и хором выступили замечательные вокалисты: солисты МАМТ имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая (сопрано), Наталья Зимина (меццо-сопрано) и студент вокального факультета Консерватории Давид Саникидзе (тенор).

«Князь Холмский» – это гениальное произведение, образец зрелого стиля Глинки, принадлежащий ко времени совершеннейшего развития его таланта. По каким-то необъяснимым причинам оно практически не входит в концертный репертуар, его очень редко можно услышать со сцены. Музыковед Иосиф Райскин в своих размышлениях о малоизвестных творениях композитора задавал вопрос: «Любите ли вы Глинку?». И сам же отвечал на него: «Какой же русский не любит “Жизнь за царя”, “Руслана и Людмилу”, “Камаринскую”, “Вальс-фантазию”… Но не все вспомнят музыку к “Князю Холмскому”, которую Чайковский назвал “симфоническим чудом”. Странная, необъяснимая судьба!»

Разработка афиши и буклета –
Сергей Баронов

Прозвучавшие в этот вечер две жемчужины Глинки – «Князь Холмский» и «Прощание с Петербургом» – явились блестящим продолжением серии сочинений, возвращенных на музыкальную сцену творческим коллективом проекта «Возрождение русской оперной классики». Среди них были «Орфей» Евстигнея Фомина, «Сын-соперник» Дмитрия Бортнянского, «Рафаэль» Антона Аренского, «Карантин» Алексея Верстовского, «Скупой рыцарь» Сергея Рахманинова, «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре» Сергея Василенко. В этом году, почти два века спустя с момента сочинения, современному слушателю удалось услышать «Князя Холмского» Глинки, прикоснуться к этому «симфоническому чуду» и насладиться гениальной музыкой русского классика.

В первой части программы, после увлекательного вступительного слова профессора И.А. Скворцовой, художественного руководителя проекта, были исполнены все восемь музыкальных номеров из драмы «Князь Холмский»: увертюра; антракт ко второму действию, два вокальных номера  «Еврейская песня Рахили» и «Песня няни Ильиничны» с хором; антракт к третьему действию и «Сон Рахили»; антракты к четвёртому и пятому действиям.

В основе сюжета – исторические события: борьба Руси против Ливонского ордена в 1470-е годы. Действие разворачивается сначала в рыцарском замке, а затем во Пскове. Исторически достоверную атмосферу Древней Руси, колорит средневекового города, башни Псковского Кремля, сцены сражений и городского вече, воссозданные по летописным сводам и рукописям, и даже образ молодого московского воеводы, князя Даниила Дмитриевича Холмского, присланного Иваном III возглавить псковское войско, – все это можно было увидеть во время звучания музыки на огромном экране, размещенном над сценой.

Проникновенные голоса солистов и музыка оркестра, то парадная, бурная и драматичная, то лиричная и задушевная, погружали собравшихся в красоту этой инструментальной драмы, которую А.Н. Серов назвал одним из капитальнейших творений великого русского композитора. Высокий уровень вокального мастерства и профессионализм музыкантов, их самоотдача не оставили равнодушным никого из слушателей в зале. Подтверждением тому был постоянный шквал аплодисментов не только после завершения всей музыкальной драмы, но и в конце каждого из ее номеров.

Сценическая судьба трагедии Кукольника сложилась не очень удачно. Его стихотворный текст оказался тяжеловесным и трудным для восприятия, он не произвел должного впечатления на публику. В результате дивная музыка Глинки по мастерству, несомненно, в разы превосходящая поэтический текст Кукольника, оказалась несправедливо забыта. Тем более приятно было наблюдать, как замечательное сочинение благодаря научной и источниковедческой работе инициативной группы педагогов кафедры истории русской музыки – профессора И.А. Скворцовой, доцентов Н.В. Гурьевой, Д.И. Топилина и сотрудника факультета А.А. Дамарской, а затем и силой вдохновения и творческой самоотдачей музыкантов-исполнителей, – снова предстало перед слушателями во всей своей красе и многогранности.

В прекрасно иллюстрированном буклете, специально изданном к этому особенному музыкальному вечеру, отмечаются парадная триумфальность, неистовое буйство в драматических красках, очаровательные лирические темы, эпический размах, героическая бравурность в симфонических решениях Глинки, которые поражают своей многогранностью. Действительно, композитор стремился передать и воссоздать дух исторического времени укрепления Великого Княжества Московского.

Заложенная в опере «Жизнь за царя» (1836) народно-патриотическая тема спустя четыре года продолжилась в «Князе Холмском» (1840). Здесь она получила новое развитие и интересное сюжетное воплощение: в переплетении героических эпизодов и народных сцен с кознями врагов, с мыслями об отречении от отечества, с подкупами и хитроумными планами ливонцев, а также с яркой, запутанной любовной линией и сопутствующими ей обольщениями, колдовскими чарами, коварством Адельгайды и самоубийством несчастной Рахили… А после всего произошедшего – с возмездием Ивана III и наступлением долгожданного примирения.

Вторая часть концерта была посвящена премьерному исполнению вокального цикла «Прощание с Петербургом» в новой – оркестровой версии. Известно, что Глинка задумал и написал цикл быстро, летом того же 1840-го года, действительно намереваясь вскоре покинуть северную столицу. Параллельно он уже увлеченно работал над «Русланом». Впервые в истории русской вокальной лирики композитор писал именно цикл – серию романсов, объединённых одной темой, единой поэтической основой и названием.

Давид Саникидзе
Буклет концерта 29 октября
Камерный оркестр Московской консерватории.
Дирижер – Феликс Коробов

Уникальность исполненного в Рахманиновском зале цикла М.И. Глинки – в оркестровой версии вместо фортепианного сопровождения. Это стало возможным благодаря таланту и мастерству композитора, доцента кафедры композиции К.А. Бодрова, который сделал замечательную оркестровку всего цикла: соединил традиции глинкинского оркестра – знаменитую легкость оркестровки – с реалиями современного звукового пространства. Кузьма Бодров тонко прочувствовал, что оркестр Глинки во многом предвосхитил импрессионистическую красоту последующей эпохи и изумительно точно рассчитал звуковой баланс расширенного состава Камерного оркестра и Камерного хора в акустике Рахманиновского зала с эмоционально насыщенной партией главного героя.

Огромная заслуга в оглушительном успехе премьерного исполнения оркестровой версии «Прощания с Петербургом» и всей концертной программы принадлежит опытному и талантливому дирижеруФеликсу Коробову, гордости Московской консерватории. Оркестр под его руководством весь вечер царил на сцене: замечательно исполнил воссозданную партитуру драмы «Князь Холмский», чутко и проникновенно аккомпанировал певцу в «Прощании с Петербургом».

Все двенадцать романсов прозвучали в одном концерте полностью, циклом, следуя подряд номер за номером. Это само по себе редкость, ведь такое исполнение предполагает не только большое мастерство вокалиста, но и его выносливость – и физическую, и эмоциональную. Переключаться солисту приходилось буквально «на лету» – в короткой паузе, а иногда и без нее, пока оркестр играет вступление к следующему номеру – очередной истории любви и ревности или размышлению и воспоминанию.

В этот вечер разнохарактерные романсы цикла «Прощание с Петербургом» блестяще исполнил студент Давид Саникидзе (класс проф. А.П. Мартынова; концертмейстер-репетитор Людмила Духан). Солист, без преувеличения, поразил публику своим безупречным вокальным мастерством, глубоким погружением в образ и, тем самым, сумел нарисовать перед слушателями картины странствий и скитаний, красоту русской природы и колорит дальних стран. Ему удалось выразить весь спектр разнообразных человеческих эмоций, которые Глинка вложил в свои камерные вокальные шедевры.

В конце программы слушателей в зале ждал сюрприз: во время исполнения заключительной «Прощальной песни» на сцену вновь вышел и присоединился к солисту Камерный хор Московской консерватории. Его хормейстером в этот вечер выступал Тарас Ясенков. Яркие хоровые акценты внесли торжественность, звонкость и мощь в звуковую палитру исполнявшихся партитур, а слаженное исполнение хоровых партий, великолепная артикуляция и позитивные эмоции студентов-хористов стали украшением вечера.

Заключительный номер с хором внес в финальную композицию цикла «Прощание с Петербургом» ликующее настроение, воспевая радость дружбы. Это яркое и вдохновенное звучание явилось достойным завершением уникального концерта, все участники которого не только показали высочайший уровень исполнительского мастерства и профессионализма, но и донесли до поклонников глинкинского таланта его абсолютную любовь к отечественной истории и культуре, к русской природе и человеку.

Хочется выразить огромную благодарность всем участникам и организаторам проекта, особенно Ирине Арнольдовне Скворцовой, благодаря которой великие, но забытые образцы русского сценического искусства много лет подряд обретают в Московской консерватории новую жизнь и вновь становятся доступны почитателям русской музыки.

Артём Паламарчук,
студент НКФ
Доцент Н.В. Гурьева,
кандидат искусствоведения

Фото Дениса Рылова

Поделиться ссылкой: