ТОНКИЙ СЛУХ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЧУТКОСТЬ
№1 (1411), январь 2025 года
10 декабря 2024 года исполнилось пять лет с тех пор, как не стало музыковеда Елены Исааковны Гординой, работавшей на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории с 1970-го года. Именно в этот день кафедра истории зарубежной музыки при содействии коллег и учеников Елены Исааковны провела музыкальное собрание, по традиции – в стенах Овального зала Музея Н.Г. Рубинштейна.
Памятные музыкальные собрания помогают не забывать горячо любимых учителей и коллег, напоминать об их научных трудах, не теряющих своей актуальности. Вечера памяти Надежды Сергеевны Николаевой, Ирины Васильевны Коженовой собирали многих учеников, блестящих нынешних педагогов Московской консерватории, готовых поделиться интереснейшими воспоминаниями из профессионального и личного общения. Так было и на этот раз.
Вечер открывала его инициатор – доктор искусствоведения, профессор Е.М. Царёва. Как рассказала сама Екатерина Михайловна, их с Еленой Исааковной связывала не только полувековая профессиональная, но и личная дружба. Тяжелая травма, полученная в молодости, существенно снизила круг ее общения, физическую, но не научную активность. Область научных интересов Елены Исааковны раскрывает её как неординарную личность. Диссертационное исследование было посвящено композиторской школе Балканских стран первой половины ХХ века. Детально проработанная тема нашла отражение в ряде научных статей и учебных пособиях, таких как «Музыкальная культура Сербии, Хорватии, Словении» (2008), раздел «Композиторы Югославии» в издании «Музыка ХХ века» (1987). В ее работах представлено творчество Якова Готоваца, Милана Ристича, Стевана Христича, Петара Конёвича, Йосипа Славенского и других. Серия статей по музыке Балканских стран и их композиторов представлена в Музыкальной энциклопедии, выпускавшейся в 1976-1982 годах, а также Музыкальном энциклопедическом словаре (1990).
Восхищения заслуживает ее кропотливый труд по расшифровке текстов лекций своего учителя Ю.А. Фортунатова. Подготовленные Еленой Исааковной к выходу в свет его «Лекции по истории оркестровых стилей: воспоминания о Ю.А. Фортунатове» выдержали уже два издания. В последние годы научные интересы Е.И. Гординой сконцентрировались вокруг творчества Клаудио Монтеверди: учебное пособие «Монтеверди. Мантуанские шедевры» хорошо известно студентам Московской консерватории, начиная с 2017 года. В нем она уделила большое внимание одному из своих любимейших произведений – «Вечерне Пресвятой Богородицы». Как подчеркнула Е.М. Царёва, Елену Исааковну всегда отличал тонкий музыкальный слух и музыкальная чуткость.
Благодаря видеорассказу, подготовленному доцентом Д.Р. Петровым, слушатели живо представили, какой она была в жизни, в кругу близких друзей. Благодаря выступлению М.А. Гайкович, ныне зав. отделом культуры «Независимой газеты», все присутствующие узнали Елену Исааковну как педагога с твердым характером, которому безгранично благодарна ее ученица за то, что она помогла ей состояться как ученому. С теплом вспоминал об ушедшей коллеге и заведующий кафедрой, профессор М.А. Сапонов.
Музыкальное приношение во многом перекликалось с научными интересами Е.И. Гординой. В начале программы солисты МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Мария Макеева (сопрано) и Наталья Владимирская (меццо-сопрано) при участии Дмитрия Максименко (орган) и Елизаветы Алексеевой (теорба), солистов барочного консорта Tempo Restauro под руководством Марии Максимчук, замечательно разыграли десятую картину из второго действия последней оперы Монтеверди «Коронация Поппеи», когда Арнальта убаюкивает Поппею колыбельной «Спокойно спи, Поппея». Затем в исполнении Ансамбля старинной музыки Monte Verde (Александра Гребенюкова, альт, руководитель; Илья Мельников, тенор; Александр Гребенюков, тенор; Александр Гордон, баритон; Влад Вусик, лютня) прозвучали мадригал «Vieni Imeneo» из первого действия «Сказания об Орфее» и «Fugge il verno dei dolori» из «Scherzi musicali a tre voci» Клаудио Монтеверди.
Доцент Павел Седов (скрипка) и Ирина Седова (фортепиано), в прошлом ученики Е.И. Гординой, в память о педагоге исполнили одни из самых проникновенных произведений. Larghetto Бетховена (II часть Концерта для скрипки с оркестром ре мажор), полное мягкой лирики, прозвучало как выражение глубокой признательности ученика своему учителю.
Прелюдия, Сарабанда и Жига Баха из Сюиты для виолончели соло № 1 соль мажор (BWV 1007) в исполнении доцента Олега Бугаева перенесли слушателей далеко от земли. Казалось, что бархатные звуки виолончели проникали в каждую клетку тела и преображали все существо. Скорбь, боль отступали перед величием гармонии мироздания. С баховской сюитой перекликалась проникновенно исполненная доцентом Геннадием Акинфиным Пассакалия соль минор для скрипки соло с программным названием «Ангел-хранитель» из цикла «Розарий» (Rosenkranzsonaten) Г.И. Ф. фон Бибера. Программу старинной музыки оттенили ария «Music for a while» Генри Пёрселла из музыки к драме «Эдип» и ария «Pietà, Signore» (приписывается А. Страделле) в исполнении студента МГК Данила Сахарова (класс проф. А.П. Мартынова) и Людмилы Духан (фортепиано). В заключении вечера музыка Франсиса Пуленка вернула слушателей в ХХ век. Татьяна Родионова (ассистент-стажер, фортепиано) и Яна Иванченко (сопрано) разыграли редко звучащий в концертных залах цикл Пуленка «Четыре детских песни». Артистизм певицы и тонко детализированная интерпретация пианистки позволили прикоснуться к радужному миру детства с его улыбками и волшебством.
Доцент А.А. Сафонова,
кафедра истории зарубежной музыки