Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

НОВЫЙ ГОД В КОНСЕРВАТОРИИ

№1 (1411), январь 2025 года

Большой музыкальный фестиваль «НОВЫЙ ГОД В КОНСЕРВАТОРИИ» – событие, ставшее доброй новогодней традицией в Alma mater. С 2016 г. он ежегодно проводится в концертных залах консерватории, собирая на сцене ведущих звезд мировой классической музыки. Начинаясь до нового года, череда концертов фестиваля не прекращается и в году наступившем, словно знаменуя процесс перехода из старого года в новый. Не стал исключением и Фестиваль 2024/2025, проходивший с 24 декабря по 13 января.

В этом году Фестиваль открыл праздничный спектакль-концерт «Взошла звезда Вифлеема» по мотивам Рождественского вертепа. В канун католического Рождества слушателей поздравили барочный консорт «Tempo restauro» (музыкальный руководитель и дирижер – Мария Максимчук) и солисты оперной труппы МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко – Евгения Афанасьева (сопрано) и Михаил Басенко (тенор). Рождественскую проникновенность концерту придало появление на сцене Детского хора МАМТа (хормейстеры – Татьяна Леонова и Алла Байкова). В программе были представлены песни из разных уголков мира: славянские колядки, канадские кэролы, французские ноэли, староирландские и старошотландские рождественские гимны, греческие рождественские хоралы, испанские и португальские рождественские песни. Органично скрепила воедино составляющие концерта доцент МГК Мария Максимчук – автор сценария и вступительного слова.

29 декабря в Рахманиновском зале состоялся концерт «Фортепианный фейерверк. Фортепиано от 2 до 8 рук». Обширную концертную программу из сольных и ансамблевых номеров представили молодые пианисты консерватории: Виктория Баскакова, Симон Бюрки, Энджел Вонг, Фатима Дзусова, Елизавета Засимович, Хадижа Исрапил, Фарук Калайджи, Алихан Кундухов, Ли Тяньюй, Ли Юйцзе, Елисей Мысин, Ян Никович, Кирилл Роговой, Туна Туней, Даниил Цветков, Чжан Цзячуань, Лу Чжэхёнг, Мариамна Шерлинг и Антон Яшкин. В игре «от 2 до 8 рук» сольное исполнение оказалось на высоте, а игра в ансамблях удивила своей эффектностью.

31 декабря состоялось сразу несколько концертов. В Малом зале с новым годом слушателей поздравили органисты консерватории – студенты проф. Р.К. Абдуллина Бобир Мирсаидов, Евфросиния Мурашкина, Макарий Чирков и Мария Шорохова, студентка проф. А.С. Семёнова Александра Середа, студенты доц. А.М. Шмитова Анастасия Малых и Андрей Шейко, студенты старшего преп. А.Ю. Черток Пантелеймон Бызов, Анастасия Климчук, Анастасия Манелова и Ана Лаура Санчес. В концерте приняли участие хореографический ансамбль «Time of dance» (руководитель – Наталья Кайдановская), а также Людмила Ляхова (меццо-сопрано) и Александр Бородулин (кларнет). Прозвучали сочинения К. Жервеза, П. Аттеньяна, И.С. Баха, Ф. Листа, К. Сен-Санса, Ж. Бизе, М.Э. Босси, П. Чайковского.

«Новогодний концерт оказался очень теплым и праздничным. В зале был аншлаг, зрители очень тепло принимали нас и других исполнителей. Танцевать под орган оказалось необычным опытом: как правило роль сопровождения у нас берет на себя барочный оркестр. Наш ансамбль исполнил танцевальную сюиту: entrée (общий танец), канарио (танец двух девушек с одним партнером), павану, гальярду и в завершение ансамблевую чакону. Эта сюита стала для концерта заключительной и оказалась очень эффектной. Нас несколько раз вызывали на поклоны. Выступать на таком важном концерте за несколько часов до Нового года для меня было большой честью. Я очень рада, что это произошло. Выступление в Малом зале вывело ансамбль на новый уровень: обычно, на кафедральных концертах, мы выступаем в Рахманиновском зале. А теплый прием публики был очень приятен мне как исполнителю», – поделилась участница ансамбля «Time of dance», музыковед IV курса Светлана Бондаренко.

Также 31 декабря (РЗК, 15:00) состоялся концерт «Флейтовая феерия» с уже традиционным выступлением квартета флейт «Сиринкс» (Святослав Голубенко, Ирина Еленевская, Анастасия Козлова, Мария Урыбина) и Московского флейтового ансамбля. В нем также приняли участие бас-кларнетисты Евгений Варавко и Александр Филатов. Программа вечера порадовала слушателей редкими сочинениями – произведениями К. Рейнеке, Д. Раттера, Г. Маклернона, К. Зграя, Е. Магалифа, И. Ежека, В. Гаврилина, В. Скобёлкина, А. Позина, Л. Ризвановой.

В 19:00 в рамках концерта «Музыкальные шедевры» на сцену Рахманиновского зала вышел инструментальный ансамбль «I Fiori» (художественный руководитель и солистка – Анна Савкина). Коллектив с поэтичным названием «Цветы» (в переводе с итальянского) преподнес слушателям красочный музыкальный «букет» – от доклассических сочинений до произведений композиторов-романтиков и импрессионистов.

В Концертном зале им. Мясковского в 14:00 программу «С Новым годом!» представили молодые солисты Баин Исакова (скрипка), Глеб Прошутинский (скрипка), Ангелина Семина (фагот), Матвей Плеханов (тромбон), Георгий Мазуров (фортепиано) и Никита Засыпкин (виолончель). Наряду со «шлягерами» (такими, как «Элегическая песнь» Чайковского и «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина) исполнялись и редко звучащие произведения: «Вариации на тему ариетты Дж.Б. Перголези» для фагота и фортепиано О. Нуссио, «Дивертисмент» для двух скрипок и фортепиано И. Фролова, «Кузины» Г. Кларка для трубы, тромбона и фортепиано.

В 19:00 в том же зале в концерте «Рождество от виртуозов» за несколько часов до 2025 года музыкальное поздравление передал слушателям дуэт Галина Бойко (сопрано) и Василий Сальников (фортепиано). Исполнялись Пять хоральных прелюдий И.С. Баха в транскрипции Ф. Бузони, мотет В.А. Моцарта Exsultate, jubilate, Пять пьес из цикла «Рождественская елка» Ф. Листа, «Святки» С. Ляпунова и Тема с вариациями П. Чайковского.

В Новом, 2025 году фестиваль продолжился 3 января выступлением в РЗК ансамбля «Telemann Consort Moscow» (художественный руководитель – Валерий Прошутинский) с программой «Отражение двух эпох: барокко и классика». Представителями эпохи барокко в концерте стали А. Корелли, А. Вивальди, Г.Ф. Телеман, И.А. Хассе, Г.Ф. Гендель. «Классикой» же явились не сочинения композиторов эпохи классицизма, а произведения П. де Сарасате, П. Чайковского, С. Прокофьева, И. Фролова.

6 января, в православный Рождественский сочельник, в этом же зале с концертом «Шедевры вокальной музыки» выступили бас Даниил Акимов (победитель I Всероссийского конкурса «Звезды EXEED») и тенор Жуйсяо Чжан (руководитель – проф. П.И. Скусниченко). Партию фортепиано исполнила Алина Смирнова. Прозвучали любимые публикой фрагменты вокальных сочинений Г. Доницетти, Дж. Верди, А. Дворжака и П. Чайковского.

В завершение фестиваля – 13 января, в Старый Новый год – ансамбль «Студия новой музыки» поздравил слушателей концертом «Happy New Music!». Солисты коллектива исполнили как известные, так и редко звучащие пьесы XX-XXI веков.  Музыканты представили камерную музыку, находящуюся на стыке жанров, стилей и направлений.

«“Happy New Music!” – концерты, которые ансамбль “Студия новой музыки” проводит каждый Старый Новый год, начиная с 2013 года. На этих концертах звучит музыка современных композиторов Европы, США и России, часто совсем неизвестных здесь. И только формат новогоднего концерта позволяет включить ее в наши программы. Это не значит, что в слово happy вкладывается какой-то смысл, обозначающий некую облегченную версию new music. Она вполне серьезна, несмотря на то, что может быть полна, например, социальной иронии — таковы “Фасады” Уолтона, обработанные для декламатора и ансамбля дирижером Сергеем Акимовым. Кстати, партию декламатора исполнял он сам. – рассказывает ведущий концерта, старший научный сотрудник Центра современной музыки МГК Фёдор Софронов. – Программа Happy new music” чаще всего виртуозна, поскольку многие композиторы еще и выдающиеся исполнители, как Гаспар Кассадó, Хайнц Холлигер, или она написана для необычных составов, как Suite Off Pist Сванте Хенрисона. Но главное программу для новогоднего концерта составляют сами исполнители. Это их выбор, это то, что они хотят преподнести публике…».

В первом отделении концерта прозвучали III и IV части Сонаты для скрипки и фортепиано Ивана Соколова в исполнении Екатерины Фомицкой и Моны Хабы, Studie für Mehrklang для гобоя соло Хайнца Холлигера в исполнении Анастасии Табанковой, Vent Дэвида Ланга для флейты и фортепиано в исполнении Марины Рубинштейн и Наталии Чекркасовой, Elegy for Mippy II для тромбона соло Леонарда Бернстайна в исполнении Алексея Полехина, Mystery Sonatas: №6, Before Glory Дэвида Ланга в исполнении Варвары Косовой, Фасады для чтеца и ансамбля Уильяма Уолтона из четырех частей (в аранжировке Сергея Акимова).

Второе отделение составила музыка Джорджа Крама (Night Music II для скрипки и фортепиано в исполнении Елены Перервы и Софьи Исрафиловой), Сванте Хенрисона (Suite Off Pist для кларнета и виолончели в исполнении Игната Красикова и Дарьи Луценко), Гаспара Кассадо (Соната в старинном испанском стиле для виолончели и фортепиано в исполнении Ольги Галочкиной и Моны Хабы) и Томаса Адеса (Catch для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано в исполнении Игната Красикова, Варвары Косовой, Дарьи Луценко и Наталии Черкасовой).

«Новый год в консерватории» – не только полномасштабный фестиваль, но и одно из самых громких новогодних музыкальных поздравлений. Из года в год в канун Нового года в консерваторских стенах собирается огромное количество увлеченных музыкой людей: исполнителей, слушателей, иногда – композиторов. Но даже с боем курантов публика не расходится, предвкушая новые концерты. От лица участников Фестиваля 2024/2025 нам хотелось бы заранее пригласить всех на следующий. Встреча Нового года в консерватории может стать незабываемым событием!

София Фокина,
студентка IV курса, НКФ

Фото концерта «Фортепианный фейерверк» (29.12, РЗ) – Денис Рылов
Концертные афиши фестиваля – Сергей Баронов

Поделиться ссылкой: