Занимательная полифония
№ 7 (1272), октябрь 2009
Как известно, полифония (или контрапункт) – старейшая учебная дисциплина в классическом музыкальном образовании, и учебников по ней – весьма авторитетных, заслуженных, испытанных временем – написано немало. Книга профессора Т. Н. Дубравской обладает принципиально новым качеством: теория и история полифонии рассмотрены в ней в контексте исторических стилей и жанров – в отличие от традиционного обобщенного, «вневременного» способа изучения контрапункта. Причем исторический охват весьма широк, в соответствии с поставленной автором целью: «…Дать студентам-исполнителям ориентиры в искусстве контрапункта как композиторов-классиков, так и современных мастеров, а также мастеров далекого прошлого…»
Изложение того или иного вопроса осмысливается автором не только с позиций нашего времени, но прежде всего – исходя из эстетических и художественных установок данной эпохи, стиля, композитора. В этом находит выражение фундаментальный научный метод школы В. В. Протопопова – историзм как основа изучения музыкальных процессов, придающий теории жизненность и достоверность. Автор не просто подкрепляет свои позиции соответствующими историческими ссылками, но дает возможность высказаться мастерам прошлого и современности, естественным образом вступая с ними в творческий диалог единомышленников. Круг «собеседников» весьма широк: это не только композиторы, музыкальные теоретики и исполнители (среди них Глен Гульд, чья «полифоничность» мышления и всего образа его жизни вылилась в особого рода философию), но и представители смежных видов искусства – поэты и художники.
Особо значим замечательно подобранный видеоряд, имеющий смысл не иллюстрации, но аргумента. Это рисунок А. Шёнберга – зрительное представление композитора о контрапункте, портреты С. Шейдта и И. С. Баха с канонами – профессиональными эмблемами музыкантов, выявляющими верховенство этой структуры в иерархии музыкальных форм XVII века, фреска Джотто «Страшный суд» (в Падуе, в капелле Скровеньи) – как подобие «многоярусной» вертикальной музыкальной композиции в эпоху Средневековья (то и другое – метафоры Вселенной), «Колесо Фортуны» из рукописи XII века «L’Hortus deliciarum» – как выражение принципа ронделя и его кульминации в финале Моцартова «Юпитера», изображения Мадонны Милосердия Пьеро делла Франческа и Парри Спинелли, созданные по одному иконографическому типу, – как смысловая параллель григорианскому антифону «Sub tuum praesidium» («Под твоим покровом»), исчерпывающе проясняющая особенность музыкальной конструкции одноименной мессы Я. Обрехта, многочисленные факсимиле оригинальных нотаций, выявляющие намерения композиторов, и т. д. Специализированная область музыкальной теории, полифония предстает таким образом в единстве художественных процессов и мировоззренческих установок.
Выход за пределы музыкального искусства и нахождение смысловых параллелей в родственных художественных сферах свидетельствуют о глубине и оригинальности мышления автора, обнаруживающего общие эстетические и духовные первоосновы художественных процессов.
В то же время обильные зрительные образы (кроме всего вышеназванного – четкие схемы форм и таблицы, разного рода «черные слоны» и «игральные кости»), а также интригующие эпиграфы к главам и разделам, поэзия, вкупе с ясностью и простотой изложения (достигаемой на уровне мудрости!), обеспечивают такое необходимое для подлинного учебника качество, как занимательность. Известно, что учеба – огромный тяжкий труд, и задача настоящего учителя – сделать его радостным, создать вокруг него иллюзию легкости постижения, будоражить любопытство, незаметно увлекать, захватывать. «Полифония» Т. Н. Дубравской читается легко, причем с любого наугад открытого места.
Автор изначально предполагает разный порядок прохождения некоторых разделов, продиктованный нестандартным строением учебника: «краткий обзор истории контрапункта <…>, основные виды и технические приемы полифонии, теория и история фуги»; в историческом разделе и главе, посвященной фуге, рассмотрены к тому же принципы современной полифонии.
Учебник, обращенный в первую очередь к исполнителям, не перегружен теоретической информацией, которая изложена емко и сразу же подкреплена многочисленными запоминающимися примерами. Среди них – приведенные полностью редкие или малоизвестные сочинения, что расширяет кругозор и удобно практически. Методически ценно, что анализы примеров, точные и по существу, выполнены с единых позиций (тематизм, ладовая система, концепция вертикали, концепция формообразования, фактура). К этому нужно добавить, что обязательную для учебника составляющую – домашние задания – отличает конкретность требований, к ним по необходимости дан четкий алгоритм действий (что делать и как делать), а также приложены в качестве образцов лучшие студенческие работы, – все это заставляет вспомнить задания по гармонии Ю. Н. Холопова.
Наукоемкость, историзм, широта научных взглядов, ясность изложения и методическая целесообразность предопределяют несомненную значимость и востребованность нового учебника Т. Н. Дубравской, с чем мы и поздравляем его автора.
Доцент Ю. В. Москва